Девять яиц и кризис доверия
Социолог Элла Панеях о том, почему история про нестандартные упаковки угодила в самый нерв низовой повесткиВ России кризис доверия — и не потому, что его стало меньше, а потому, что его стало нужно намного больше
Если вы не в курсе главного посленовогоднего интернет-мема 2019 г., наберите в «Яндексе» или Google «девять яиц» – и наслаждайтесь хайпом. Тут будут и издевательская песенка на YouTube, и колонка на «Дожде», и разнообразный фотошоп со Шварценеггером и без, и демотиватор, глубокомысленно сообщающий, что «экономический рывок был настолько мощным, что оторвалось одно яйцо», и чрезмерно оптимистичное, с моей точки зрения, изречение «принял Россию с десятью яйцами, а оставил с девятью», и – вишенкой на торте – объяснения от фирмы-производителя в официозной «Российской газете», что, мол, выпуск упаковки из девяти яиц никак не связан с повышением цен. В соцсетях чуть ли не неделю деваться было некуда от страшно остроумных шуток юмора про «девяток яиц» и куда именно власти дели десятое, а респектабельные СМИ на самых серьезных, как говорят теперь в интернете, «щщах» обсуждали проблему с экспертами. Куриные яйца действительно подорожали в 2018 г. на 26% по сравнению с предыдущим годом, пишет The Bell, но лишь благодаря аномально низким ценам 2017 г., а если считать к 2016 г. – на обычные 5%.
Маркетинговое решение частной фирмы «Вараксино», седьмого в стране (как можно прочесть на их собственном сайте) производителя яиц, принятое к тому же, по словам представителя компании, еще в марте, вызвало неожиданный резонанс на фоне посленовогоднего повышения цен практически на все, что составляет повседневное потребление рядового россиянина, и общего разочарования и недовольства, характерного для общественных настроений в последнее время. Казалось бы, что такое новая оригинальная упаковка на полках, где полно привычных десятков от других производителей? В России принято считать яйца десятками, но в других странах вполне распространены более удобные дюжины и, соответственно, полудюжины, встречались мне и упаковки в четыре штуки – почему бы не быть и квадратику три на три? В конце концов, выдать девять яиц за десяток намного сложнее, чем 950 г молока за 1 л, а процесс ползучего урезания объемов повседневных товаров идет годами – и бурных возмущений по этому поводу не случается.
История выстрелила не потому, что в ней есть что-то особенно вопиющее, а потому что угодила в самый нерв текущей низовой повестки: в вопросы об уважении, справедливости и доверии. О распределении издержек от экономических проблем и о неумении говорить правду даже в малом. Если официальная инфляция, как пишут экономисты, оказалась даже меньше ожидаемой – по оценкам экспертов, повышение НДС могло отразиться на ценах и жестче, – то на повседневных расходах типового горожанина, по крайней мере воспринимаемых, посленовогодний рост цен, похоже, сказался куда более неприглядным образом, чем на средней температуре по больнице. Или просто этого ожидали – возможно, именно потому, что, вопреки очевидному, сверху обещали иное.
В России кризис доверия – и не потому, что его стало меньше, а потому, что стало нужно намного больше. Доверия отчаянно не хватает. И уловки производителей, пытающихся спрятать повышение цен то в понижении качества, то предлагая по 950, 900 или уже и по 800 г крупы вместо 1 кг, 180 г сметаны и масла вместо привычных 200 г, на фоне похудевших кошельков теперь уже не только злят, но и оскорбляют, обижают, как обижает все больше напористое вранье по телевизору, глухое умолчание о бенефициарах конфискационной пенсионной реформы – силовиках, чей разрыв с ситуацией среднего работающего стал еще более вопиющим. Как возмущают бестактные высказывания чиновников – можно подумать, раньше они грубили меньше или меньше презирали подотчетное население; нет, это люди не так внимательно слушали и меньше возмущались. Не только прямой обман, но и наивные, а то и не очень наивные попытки провести на мякине, не нарушая буквы закона и не уклоняясь формально от правды: поймать на невнимательности, на неготовности читать мелкий шрифт, делить и умножать в уме некруглые числа, проверять каждую мелочь с помощью интернета и калькулятора – все это теперь вызывает более острую реакцию, чем раньше. Не только индивидуальное возмущение, но и готовность погнать информационную волну в интернете. Представители власти могут надеяться пересидеть эту тенденцию на штыках или переломить новыми пропагандистскими успехами – флаг им в руки! В бизнесе же, есть такое подозрение, выиграют те, кто честно признает ситуацию падения платежеспособного спроса и предложит потребителю откровенно уполовиненные упаковки по честной, пусть и подросшей цене.
Автор – доцент Высшей школы экономики, Санкт-Петербург