Правь, как Брежнев, ныряй, как Путин
Рост политических страхов и сужение радиуса доверия толкает россиянина в объятия государстваПродавая своему народу оптом и с дисконтом угрозы, исходящие от Запада и внутренней пятой колонны, власть перестаралась: запугала людей самой собой
Социологические, как и статистические, ежегодники – захватывающее чтение, смесь «Путешествия к центру Земли» (т. е. к самой сути вещей) и «Всадника без головы» (ибо видны последствия мудрой политики партии и правительства). Каждый год ждешь, что снизятся доходы от собственности и предпринимательства и увеличатся социальные выплаты – и всякий раз ожидания оправдываются: русский ненасытный Левиафан, питающийся русским народным иждивенчеством, пухнет на глазах. Ему не грозит кончина от голода, скорее – от ожирения и обездвижения. Он бессодержателен и бесплоден. Однако вот что он производит бесперебойно – в том числе своим босхианским видом – так это страхи.
Согласно данным «Левада-центра», вырос «постоянный страх мировой войны»: в 2018 г. – на 17 п. п. по сравнению с 2017 г. до 57%. Это наивысший показатель за время наблюдений с 1994 г. А как ему, этому страху, не расти, если высшее руководство то рай с гуриями пообещает после ядерной катастрофы, то подарит на Новый год трудящимся ракетный комплекс «Авангард», то добавит бонус в виде размашистого (от слова «махи») «Циркона».
Считается, что авторитаризм пугает исключительно золотушную интеллигенцию. А подлинно русский глубинный народ пребывает в полной гармонии и симфонии с вождем и присущими ему богинями нефти, газа, армии, флота и ФСБ. Однако внутри глубинного русского человека резко усилился страх ужесточения политического режима – на 19 п. п. (!) в 2018 г. по сравнению с 2017 г. до 36%.
Считается, что русский человек на рандеву со Сталиным готов хлопнуться в ноги этой стату´е в лучах заката прогнившей Европы и призвать его править на Руси. Но, оказывается, вырос даже страх возврата к массовым репрессиям: на те же 19 п. п. до 40% в 2018 г.
Изобилие полицейских на площадях отдельных российских городов, освещенных праздничной иллюминацией типа «Гей, славяне», как лагерная зона прожекторами, не успокаивает благодарных горожан, а пугает. Страх произвола и беззакония с 29% в 2017 г. вырос до 51% в 2018 г. Страх публичного унижения – с 24 до 31%. Страх нападения преступников – с 29 до 39%.
В общем, продавая своему народу оптом и с дисконтом угрозы, исходящие от Запада и внутренней пятой колонны, власть перестаралась: запугала людей самой собой. И люди наконец поверили в серьезность репрессивно-авторитарной линии руководства страны. Социально-экономические страхи (безработицы, бедности и проч.) остались примерно на прежнем уровне, ибо чего ж их бояться – это уже рутина. А вот политико-полицейская составляющая страхов, безоговорочное неверие в добрые намерения государства, готовность быть униженным и оскорбленным – это вполне себе новое явление. На этом фоне беспрецедентным образом сузился радиус доверия. Людям нельзя доверять, считают больше 80% респондентов (это вместо рейтинга одобрения деятельности президента такие цифры?), людям можно доверять – меньше 20%. И та, и другая цифры – рекордные. Больше респондентов стали оценивать политическую ситуацию как критическую, взрывоопасную и напряженную. Хотя, казалось бы, стабильность – как на Новодевичьем: богато, орденоносно и безлюдно.
Куда бежать напуганному глубинному россиянину? Бежать ему некуда, только в те же самые железные объятия того же самого Левиафана. Нужно больше государства в экономике. Нужна сильная рука: в 2018 г. так считали 58%, в 2017 г. – 40%. Великая держава – это очень важно (88% так считают – рекорд). Русский народ имеет особое значение в мировой истории (2018 г. – 62%). Самое важное для нас – наша история: Победа, космос, Крым. Люди ищут выход в ретро-утопии: наибольшее число респондентов – 28% – хотят жить в советской системе, которая была до перестройки. Брежнев словно бы победил Путина, у него 21%, ниже только демократия западного типа – 14%.
В этих цифрах и парадокс, и подсказка. Средний россиянин взыскует государства большого, но не в виде устрашающего омоновца с дубинкой, а доброго и смешного, как дедушка Брежнев, вызывающего радость и гордость, как Гагарин, но при этом еще и щедрого на дары и сервисы, как ранний Путин периода восстановительного роста и высокой нефти. Правь, как Брежнев, летай, как Гагарин, ныряй и доставляй людя´м амфоры, как Путин.
Гордость за историю – это психологическая компенсация за убогость сегодняшнего состояния и за неясность целей и характера путинского «прорыва». 66% респондентов на вопрос о том, в каком направлении движется страна (причем в соответствии с указаниями руководства), отвечают, что их представление об этом «смутное» или «никакое». Еще 14% уверены, что дела пущены на самотек. Суммарно опять – магические 80%.
Упование на доброе государство и обращенность лицом в прошлое – два компенсаторных механизма, подавляющих скачкообразно растущие страхи. Вот кто бы нашего Левиафана напугал так, чтобы он наконец отпустил свой народ в свободное плавание и сам бы плескался рядом, предъявляя белозубую гагаринскую улыбку и раздавая трудящимся удочки вместо пушек?
Автор — руководитель программы «Внутренняя политика» Московского центра Карнеги