Как критика чиновников перестала быть редкостью

Стравливать пар недовольства элитами стали часто и помногу — но это опасная игра
Просто так государственные телеканалы и информационные агентства не тиражируют резонансные темы

Еще в конце прошлого года стало заметно довольно странное для медийного пространства России конца 10-х явление: все больше и больше появлялось критики чиновников, госслужащих и прочих людей, которых можно отнести к элите страны, – от футболистов до звезд шоу-бизнеса. Но, разумеется, не первых лиц страны.

Могло показаться, что либо журналисты государственных СМИ начали потихоньку фрондировать, либо сами эти чиновники (как правило, на местах) стали вести себя отвязно, но сухой медийный анализ показывал: это куда больше походит на целенаправленную медийную стратегию, разработанную в Кремле. Просто так государственные телеканалы и информационные агентства не тиражируют сейчас резонансные темы, за этим всегда стоит некий документ, созданный на некой летучке в неком кабинете.

Могло показаться, что это сезонное увлечение – на лето – осень 2018 г. – и скоро все должно нормализоваться, т. е. вернуться к состоянию, когда государственные журналисты не выставляют государственных служащих в нарочито неприглядном свете, но события декабря – января показывают обратное. Тренд не только сохранился, но и, похоже, усиливается.

Официальный представитель МИДа Мария Захарова дает публично гневную отповедь главе «Роснано» Анатолию Чубайсу, а он ей отвечает так же публично и жестко: «Спросите про ваучер у родителей». «Газпром» критикует требование суда списать долги населения за газ в Чечне, а госСМИ радостно рассказывают, как все больше регионов просят и им скостить задолженности. Несколько месяцев болтается в информационном пространстве тема возврата Курильских островов, давая простор для любых фантазий среднестатистического избирателя.

Идем дальше. Вице-премьер Татьяна Голикова предлагает искать новые подходы к бедности (считать ее иначе), а первый вице-премьер Антон Силуанов признается (к общему недовольству), что он не ждал такой острой реакции на пенсионную реформу. И все это в деталях смакуется во всех медиа, как и эпопея сенатора Андрея Клишаса, который пытается провести закон о неуважении к власти, но потом уходит с заседания профильного комитета Госдумы после критики. И ему еще и иронично отвечает шеф RT Маргарита Симоньян.

Это все лишь верхушка айсберга. Подобные новости валятся на читателей, зрителей и слушателей чуть ли не каждый день. Но зачем? Зачем повышаются ставки в этой, мягко говоря, рискованной игре? Логика понятна: надо как-то канализировать ненависть – и лучше на свердловской чиновнице или условном Чубайсе, чем на чиновниках категории А. Но если пар начинает сразу выходить из множества отверстий, может ведь и ошпарить.

Тут возможны два объяснения. Первое – это все же хитроумная и расчетливая игра, в которой, да, будут сданы многие пешки и даже фигуры покрупнее, но будет спасен король. Тем более что у короля, как видно из последних социологических опросов, все не очень хорошо с рейтингом. Второе – идет ползучая потеря контроля над ситуацией, как политической, так и медийной. Журналисты дают в эфир резкие слова не по звонку сверху, а потому что им так кажется правильным, а чиновники критикуют друг друга не в рамках какой-то общей стратегии, а потому что их личные интересы и ценности все больше расходятся (а кто-то уже задумывается и о стратегии выхода). Скорее всего истина где-то посередине. Можно предположить, что в Кремле все еще считают, что ситуация контролируется их медийными стратегиями, но это не обязательно означает, что так оно и есть на самом деле.-

Автор — диджитал-директор RTVI