Как решить проблему овербукинга

Запрещать овербукинг авиабилетов нельзя, его нужно грамотно регулировать
Лучше сделать овербукинг легальной практикой, регулируемой государством

Собрался я как-то в Лондон. Лететь должен был эконом-классом с пересадкой во Франкфурте. Когда пришел в аэропорт, оказалось, что рейс перепродан – пассажиров было больше, чем мест. Назревал скандал. Авиакомпания, однако, действовала очень деловито. Мне предложили отказаться от полета за ваучер в 200 евро и место в бизнес-классе на рейсе через Мюнхен, вылетавшем на два часа позже. Я согласился. В итоге оказалось, что рейс из Баварии прилетал в Лондон на пять минут раньше рейса, на котором я должен был прибыть из Франкфурта: пересадка в Мюнхене была короче.

Хитрая перестановка оставила всех в выигрыше. Авиакомпания продала больше билетов на популярный рейс, чем было мест. Пассажир долетел до места назначения с повышенным комфортом и раньше, чем планировал, да еще и с компенсацией трат в duty free. Прекрасный пример, иллюстрирующий, как овербукинг, или сверхлимитная продажа билетов, помогает повысить благосостояние на рынке.

Конечно, не всегда все выходит так гладко. В 2004 г. я должен был переводить Бориса Ельцина во время его неофициального визита в Оксфорд, где я тогда учился. Но из-за перепроданного рейса я вынужден был провести лишнюю ночь в Москве, откуда возвращался с конференции. Встретиться с Ельциным мне больше не довелось. Но даже в той ситуации все измеряемые, т. е. материальные, издержки авиакомпания мне компенсировала. Хорошо, что рейс был международным. Внутри России все было бы иначе.

Практика овербукинга существует потому, что часть пассажиров в последний момент возвращает билеты. Без сверхлимитных продаж авиакомпании терпели бы убытки, гоняя незаполненные самолеты. Продавая больше билетов, чем посадочных мест, компании повышают эффективность перевозок.

Эффективное предложение – это лишь половина истории. Вторая половина – это выгода потребителя. За счет сверхлимитных продаж цена билетов снижается. Среднестатистический пассажир, купивший билет и сумевший улететь, выигрывает. Проблемы возникают, когда вы уже в аэропорту, а места в самолете вам не хватило. Беда, если теперь и денег вам не обещают, и нервы начнут мотать. Если авиакомпании зарываются, то таких бедолаг будет много.

Запретить практику? Это приведет к существенному росту цен на билеты и распространению невозвратных продаж. Лучше сделать овербукинг легальной практикой, регулируемой государством. Задача регулятора – тщательно прописать размеры и тип компенсации, которые авиакомпании будут выплачивать пассажирам. Причем характер компенсации должен быть разным в зависимости от того, добровольно или нет вы оказываетесь лишним.

В свете сказанного стремление Минтранса России ввести финансовую ответственность авиакомпаний за овербукинг – новость об этом была в СМИ на прошлой неделе – очень похвально. Хорошо бы еще ни сам регулятор, ни СМИ, освещая его работу, не вели разговор в терминах штрафов: это подспудно указывает на нелегальность практики сверхлимитных продаж. Овербукинг должен быть легальной нормой, даже если вам не смогут компенсировать встречу с президентом.

Автор — профессор прикладных финансов ЕУСПб, проректор РЭШ по стратегическому развитию»