Минтранс хочет узаконить овербукинг
Авиакомпании смогут по закону продавать больше билетов, чем кресел в самолете. Это повысит загрузку рейсовУзаконить овербукинг просил премьера Дмитрия Медведева гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев. Российское законодательство о защите прав потребителей, «которое фактически приравнивает перебронирование к мошенничеству, представляется излишне жестким и устарелым», объясняет представитель «Аэрофлота». Признаки мошенничестве могут появиться, если авиакомпания не предупреждает о перебронировании и не предоставляет компенсацию, объясняет адвокат коллегии «Клишин и партнеры» Дмитрий Васильченко.
Минтранс подготовил законопроект, который разрешит авиакомпаниям продавать на рейс больше билетов, чем кресел в самолете, – использовать так называемое перебронирование (овербукинг). Законопроект размещен для публичного обсуждения на www.regulation.gov.ru. Документ предлагает узаконить механизм перебронирования со II квартала 2016 г.
Формально овербукинг не запрещен – больше билетов, чем кресел, на свои рейсы продают и российские, и иностранные перевозчики, рассказывает источник в одном из профильных ведомств. Проблема в том, что не попавший на рейс пассажир может обратиться в суд за компенсацией и получить крупное возмещение. Законопроект определит, как рассчитывать компенсации, объясняет собеседник «Ведомостей». Но в опубликованном тексте механизма нет. Лишь указано: авиакомпания должна предложить пассажиру перелет на другом рейсе или полную цену билета, а также «компенсацию в порядке, установленном федеральными авиационными правилами». Представитель Минтранса сказал, что механизм прорабатывается. Представитель Росавиации от комментариев отказался.
Как это работает
На иностранных рынках, где овербукинг является обычной практикой, компенсации регулируются как государственным, так и корпоративным законодательствам. Так, представитель EasyJet напомнил, что компенсации пассажирам, которые не могут улететь по купленному билету по разным причинам, прописаны в специальном документе, выпущенном в 2004 г. Европейским парламентом и Еврокомиссией. По нему пассажир, который не по своей воле не попал на оплаченный рейс, должен получить компенсацию в 4000 евро. На деле компенсации бывают и выше. Так, по нормам Lufthansa такая компенсация зависит от длины полета и разницы во времени прибытия и может составлять от 125 до 600 евро. Также пассажир получает еду, напитки, возможность связаться с близкими и «в случае необходимости» – оплату гостиницы. Если перебронирование произошло, рассказывает представитель Lufthansa, авиакомпания сама ищет пассажиров, которые готовы лететь следующим рейсом. Вопрос об овербукинге решают с помощью специальных систем отделы, которые отслеживают и прогнозируют загрузку рейсов. При этом компании стараются не допускать овербукинга в периоды наибольшей загрузки – так, EasyJet избегает этого во время школьных каникул и государственных праздников.
Нужен порядок расчета «обязательной высокой компенсации за отказ в перевозке» по аналогии с США и ЕС, а также цивилизованная практика: финансовая компенсация, ваучер на льготную или бесплатную перевозку, передача клиента другому перевозчику, говорит представитель «Аэрофлота». Против овербукинга «Трансаэро». В России мало маршрутов с высокой частотностью полетов: в удаленных регионах следующий рейс может быть только спустя несколько дней. Еще одна проблема – потеря стыковок, перечисляет представитель «Трансаэро». S7 поддерживает инициативу Минтранса, сказал представитель авиакомпании. Представитель «Ютэйр» от комментариев отказался.
Овербукинг помогает увеличить загрузку, говорит представитель Lufthansa. Без перебронирования загрузка бы снизилась на 1%, по оценкам Lufthansa. 1% загрузки добавляет авиакомпании около 2 млрд руб. выручки в год, говорит представитель «Аэрофлота». По данным «Аэрофлота», в среднем на рейс не является 10–15% пассажиров, по данным Lufthansa и EasyJet – около 5%.
Исправленная версия. Первоначальный вариант можно посмотреть в смарт-версии "Ведомостей"