Ради кого началась торговая война

Повысив тарифы на китайские товары, Трамп порадовал своих избирателей
Торговая война между двумя крупнейшими мировыми экономиками стала реальностью

Торговая война между двумя крупнейшими мировыми экономиками стала реальностью. В пятницу китайское правительство объявило о готовности ввести тарифы (от 5 до 25%) на американский экспорт стоимостью $60 млрд. Это было ответом на сообщение, что президент Дональд Трамп рассматривает возможность введения тарифов (от 10 до 25%) на китайские товары стоимостью в $200 млрд. Симметрично ответить на такой удар китайское правительство не может – американский экспорт в Китай не так велик, поэтому решено ответить тарифами на тот же процент экспорта. (Поскольку импорт из США в Китай – примерно треть китайского импорта в США, получается $60 млрд и $200 млрд.) Кроме того, китайский центробанк позволил собственной валюте, юаню, упасть еще сильнее (с апреля курс снизился почти на 10%), чтобы помочь своим экспортерам.

Кто выиграет в этой войне? Если говорить про страны в целом, т. е. учитывать интересы и граждан-потребителей, и тех, кто владеет фирмами, то, конечно, обе страны проиграют. Любой торговый барьер снижает уровень жизни граждан и производства. Не случайно десятилетия быстрого роста мировой экономики, принесшего нынешний уровень достатка и процветания, – это период неуклонного ослабления торговых барьеров, снижения тарифов и отмен ограничений. Торговля с США – это то, на чем росла китайская экономика последние 40 лет, используя преимущество дешевой рабочей силы и возможности, которые предоставляло внедрение американских технологий. Торговля с Китаем – это то, что на протяжении двух последних десятилетий помогало повышать уровень жизни американцев, снижая инфляцию. Возведение торговых барьеров нанесет существенный ущерб жителям обеих стран.

Соображения против торговых войн очевидны. Ущерб всегда превышает выигрыш. Однако торговые войны случаются, потому что иногда выгоды узкой влиятельной группы в политическом смысле перевешивают. Например, российские продуктовые «контрсанкции» наносят серьезный урон гражданам, отнимая драгоценные рубли у самых незащищенных групп населения, но выгодны владельцам агропромышленных корпораций. В американском случае (торговая война 2018 г. начата президентом Трампом) история другая. Конечно, владельцы сталелитейных фирм встречают трамповские тарифы шампанским и конфетти, но их влияния для начала широкомасштабной войны не хватило бы.

«Бенефициары» торговой войны, обещанной Трампом в ходе избирательной кампании, – это его избиратели из социальных групп, по которым сильнее всего ударили глобализация и технический прогресс последних десятилетий. «Бенефициары» в кавычках, потому что они, хотя этой войны и хотят, в итоге пострадают. Большая часть рабочих мест, которые были потеряны – в основном в промышленности, ликвидировалась не из-за торговли. Примерно две трети потерь – это замещение рабочих новыми технологиями и перемещение рабочих мест внутри США. Они не вернутся из-за торговых барьеров, а цены вырастут. Однако, как это часто бывает с избирателями, в краткосрочной перспективе ключевую роль играют не факты, а чувства. В 2016 г. голоса обиженных на глобализацию избирателей сыграли решающую роль – и вот теперь президент Трамп, в полном соответствии со своими обещаниями, начал ненужную и невыгодную торговую войну.

Автор - профессор Чикагского университета и НИУ «Высшая школа экономики»