Как Дональд Трамп оказался обыкновенным республиканцем
Политика экстравагантного кандидата в президенты оказалась вполне традиционной для республиканцаЕсли смотреть на графики основных экономических показателей, трудно увидеть точку, в которой Трамп сменил Обаму
Год президентства Трампа прошел так, как и было предсказано. Насколько ошиблись обозреватели, предсказывая поражение Трампа на выборах в ноябре 2016 г., настолько же точными оказались прогнозы на первый год президентства после его избрания. Во внешней политике изменений фактически не произошло. Многолетняя традиция, согласно которой внешнеполитический курс США не зависит от того, какая партия контролирует исполнительную или законодательную власть, устояла. Несмотря на многократное повторение лозунга America First и критику предшественников из обеих партий, Трамп не изменил никаких стратегических приоритетов и увеличил присутствие американских войск в других странах. Обещания улучшить отношения с Россией не вылились ни в какие реальные изменения; собственная партия связала президенту руки, отобрав у него часть полномочий.
На внутреннем, куда более важном для любого американского президента фронте изменения тоже минимальные. Проведена налоговая реформа – аналогичная тем, которые проводили чуть ли не все президенты-республиканцы в последние 50 лет. Если бы президентом стал другой прошлогодний кандидат от той же партии – Джеб Буш, Джон Кейсик или кто другой, – результат был бы тем же самым. Те избиратели Трампа, чьи голоса решили судьбу выборов в 2016 г., – бедные белые жители небольших городов – не получили в результате реформы ничего.
Важной ареной активности президента Трампа в первый год было «дерегулирование» – отмена разного рода требований к фирмам и ослабление органов, занимающихся надзором за соблюдением этих требований. Непосредственный предшественник Трампа Барак Обама вводил новые элементы регулирования – ужесточение стандартов в финансовой сфере, защите окружающей среды, образовании. Поскольку Обаме не удавалось договориться с республиканцами, контролировавшими конгресс, о принятии законов, он занимался квазизаконотворчеством, меняя практику с помощью указаний о том, как законы должны исполняться. То, что вводится с помощью президентских указов, можно отменить с помощью таких же указов, и администрация Трампа весь год последовательно занималась деконструкцией регуляторных правил, введенных Обамой. Это должно снижать нагрузку на бизнес и, значит, стимулировать экономическое развитие. Впрочем, если смотреть на графики основных экономических показателей, трудно увидеть точку, в которой Трамп сменил Обаму. Экономический рост продолжился тем же, относительно высоким темпом, безработица все так же снижается, а фондовый рынок, продолжая рост, установил новые рекорды.
В области иммиграционной политики Трамп выполнил часть обещаний: хотя новых законов принять пока не удалось, существенно ужесточилось исполнение существующих (Обама, не имея возможности менять законы, значительно облегчил положение многих иммигрантов). Если бы не трамповский твиттер, создающий мощнейший информационный шум, по итогам первого года можно было бы считать Трампа обыкновенным президентом-республиканцем.
Автор - профессор Чикагского университета и НИУ «Высшая школа экономики»