Пенсионная реформа нарушает общественный договор
Не ясно, как люди поверят в новый договор после нарушения властью старогоЗадача у государства намного сложнее, чем придумать оптимистичные тезисы про пенсионную реформу
Самое опасное для государства в истории с пенсиями заключается в том, что теперь доверять ему будет гораздо сложнее. Особенно в вопросах, где речь идет о многолетнем социальном контракте. Ведь чувствительность темы пенсий связана с тем, что эту услугу ты получишь через много лет, а зачастую и десятилетий. И если постоянно менять правила игры, как вы можете быть уверены, что новые условия действительно окончательные?
Поэтому главное даже не в том, что подняли возраст выхода на пенсию, а в том, что опять поменяли всю схему. И сделали это не первый раз. Вспомнить хотя бы многолетнюю заморозку накопительной части пенсий. Которую теперь, кстати, хотят поменять на индивидуальный пенсионный капитал.
Вот сегодня на повестке дня новый общественный договор. Со стороны государства он звучит так: «Сейчас затяните пояса, но в обмен вы получите новое качество жизни, только чуть позже». Идея простая: государство начинает активный сбор денег с граждан (тут и новый НДС, и рост налогов с недвижимости, и охота на самозанятых, и новые акцизы, и утилизационные сборы). Но потом вкладывает эти деньги в медицину, образование, а также обеспечивает ускоренный экономический рост. И тогда рост налогов и сборов – это не просто обдираловка, а принудительные инвестиции в будущее.
Кстати, уже появились идеи новых социальных займов. Вот тут и возникает вопрос: а почему люди должны поверить в них больше, чем в их аналоги советского периода? На нумизматических блошиных рынках, кстати, нет ничего дешевле облигаций ряда займов советского времени.
При этом вопрос наступления светлого будущего все время уносят вперед, за горизонт. Вот свежие цифры прогноза роста ВВП от Минфина: на 2019 г. – 1,4%, на 2020 г. – 2%, на 2021 г. – 3,1%. Минфин признает: среднемировые темпы роста составляют 3,5%. А мы должны расти быстрее. И, по версии Минфина, мы это сделаем, но даже не в ближайшую трехлетку, а в следующую. Рост налогов будет замедлять экономический рост в ближайшие годы, но потом, через три года, он разгонится. Вопрос в том, удастся ли убедить в этом граждан.
Вопрос долгосрочного доверия очень важен – без него капитализм не построишь. Взять ту же пенсионную тему. Предположим, что государство убедит граждан, что они сами должны подумать о пенсии. И они даже что-то заработают впрок. Но что с этим делать? Банки могут рухнуть. Вклады – заморозить. Недвижимость – обложить дополнительными налогами или сборами за ремонт. Наличные деньги – деноминировать. Валюту – запретить.
Так что у государства задача намного сложнее, чем придумать оптимистичные тезисы про пенсионную реформу. Текущий пенсионный политический кризис как раз разрешить несложно. Вот только один сценарий. Путин накладывает на закон вето. Рейтинг взлетает вверх. Под это дело можно еще поднять НДС и другие налоги. Ближе к 2024 г. тема возвращается. Протестов уже нет. На этот раз Путин закон подписывает. А потом все затмит тема нового президента. Но вот с долгосрочным доверием все намного сложнее.
Автор - генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности