Как быстро можно привыкнуть к плохому
Зло снова слишком легко становится банальным, а значит, допустимымМы как будто спускаемся по лесенке зла – и с каждой новой ступенькой принимаем и закрепляем предыдущую
Как быстро можно привыкнуть к плохому?
В риторике дурным тоном считаются любые сравнения с нацистской Германией и Адольфом Гитлером. Есть даже такое понятие reductio ad Hitlerum, низведение до Гитлера, – это когда в дискуссии исчерпаны все аргументы и остается только назвать своего оппонента Гитлером. На этом дискуссия обычно закрывается, начинается просто ругань.
Но книга американского философа и социолога Ханны Арендт «Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме» не просто про нацистов и их мотивацию, скорее про универсальные черты человеческой психологии, которые могут быть нам небезынтересны и сегодня.
В книге 1963 г. Арендт разбирает процесс над подполковником СС Адольфом Эйхманом, который заведовал отделом гестапо, ответственным за уничтожение евреев. Как пишет Арендт, у Эйхмана не нашли ни психологических отклонений, ни даже антисемитизма. Его главная мотивация – и он рассказал об этом на процессе в Иерусалиме – заключалась в желании карьерного роста. Он просто выполнял приказы и следовал законам своей страны, цитирует его Арендт.
Именно это называется банальностью зла. Но есть банальность зла с точки зрения государственного и даже репрессивного аппарата, а есть банальность зла для граждан и обывателей. Для нас с вами.
Норма – понятие очень пластичное и условное. Например, на наших глазах во многих странах стали нормой однополые браки. Стал недопустимым харассмент в отношении женщин на работе.
Сегодня в России мы видим другое изменение нормы. Оно происходит буквально здесь и сейчас. Меньше двух недель прошло с решения Таганского суда о блокировке мессенджера Telegram, но уже нормальной стала неработоспособность целых кусков большого интернета. Не работает почта или интернет-платежи, не работают видеосервисы или рабочие каналы связи для многих компаний. Это стало предметом иронии, а потом и small talk. Что там с погодой, спрашивают при встрече люди друг друга, куда собираетесь на майские праздники и, кстати, почта опять не работает.
Безусловно, блокировка крупнейших сервисов и сайтов – это зло. Но слишком уж быстро оно становится банальным, а значит, привычным и допустимым. Еще недавно можно было услышать рассуждения, дескать, если заблокируют сайт Х, вот тогда люди выйдут на улицу. Но все равно было почти невозможно это представить, это казалось чрезмерным уж алармизмом в духе «нас ждет новый тридцать седьмой». А теперь, когда очередное зло стало банальным, даже и непонятно, где алармизм, а где нет.
А таких зол за последние несколько лет было много. Кто мог еще, скажем, в 2013 г., всего пять лет назад, представить, что будет война на востоке Украины, что будут санкции и контрсанкции, что многие западные продукты исчезнут с прилавков, что будет всерьез идти разговор о запрете западных лекарств и т. д. Мы как будто спускаемся по лесенке зла и с каждой новой ступенькой принимаем и закрепляем предыдущую. Доллар по 65 руб. уже давно никого не шокирует, да и то, что в Москве фактически нельзя сейчас получить американскую визу – для этого надо ехать в Ригу или Варшаву.
Какой из этого следует вывод? Да никакой, если честно. Мы можем лишь стараться, каждый из нас по отдельности, пытаться сохранить ощущение ну хотя бы упомянутого 2013 года (можно выбрать и другую точку отсчета) как некой нормальности и продолжать удивляться каждому новому злу. Не давать ему превратиться в small talk.
Вот сейчас я, например, дописываю этот текст в сервисе Google Doc, и я не уверен, что он не сломается снова раньше, чем я закончу колонку. Или что он дойдет до редактора в «Ведомостях». Это же ненормально, правда?
Автор — диджитал-директор RTVI