Когда пора сказать России до свидания
Медиастартапер Елизавета Осетинская о невозможности глобальных технологических бизнесов в современной РоссииЧтобы развивать технологическое предпринимательство, можно идти двумя путями: либо интегрироваться с миром, либо создавать шарашки и почтовые ящики
Павел Дуров мог бы стать символом глобального успеха, а Telegram – примером того, как стартап родом из России триумфально покоряет мир. Но политика изоляции, в которую Россия себя загнала, не оставляет шансов на это, даже если бы Дуров был самым отчаянным патриотом. На его примере становится понятно, что ручеек «глобальных русских» будет иссякать, поскольку предпринимателю, который стремится к глобальному успеху и имеет глобальные амбиции, сейчас гораздо выгоднее «отстегнуться от России».
В конфликте за исполнение закона Яровой и так называемые ключи шифрования Дуров повел себя неожиданно резко, если не сказать дерзко, на самом деле не оставив шанса российским властям сохранить лицо в публичной сфере. Это, конечно, не могло не вызвать раздражения на фоне того, как Марк Цукерберг два дня по пять часов оправдывался перед американскими конгрессменами и отвечал на вопросы людей старшего поколения, чьи представления о работе интернета, скажем так, могут показаться наивными их собственным детям и внукам.
Я полагаю, что борьба за свободу тут далеко не на первом месте. Правда в том, что и у Дурова особенно нет выбора. Дело даже не в том, что с точки зрения маркетинга Telegram позиционирует себя как недоступную для взлома систему – по большому счету примерно настолько же защищен WhatsApp, не говоря уже о суперсекретном Signal. Просто посмотрите на ситуацию так, как если бы вы были за пределами России. Представьте себе заголовки в The New York Times, Recode, Wired: «Дуров сдал ключи шифрования российским спецслужбам». Нет, лучше «Путин сделал Telegram карманным мессенджером».
То, что не имело почти никакого значения пять лет назад, сегодня будет фатальным. Предприниматель Дуров, сотрудничающий с российскими спецслужбами, – шутка, которая в свое время, лет 10 назад, блестяще сработала на промо Kaspersky Lab, – сегодня звучит как маркетинговое самоубийство, по крайней мере на Западе. После этого Telegram больше не будет в конкурентном поле нигде, кроме стран, которым наплевать на противостояние России и Запада. А таких немного.
Технологический бизнес, ограниченный конкретной страной, одним узким рынком, в свою очередь, не интересует серьезных ребят с деньгами. Венчурные капиталисты хотят знать, как предприниматель планирует масштабировать продукт до размеров желательно населения планеты Земля. Ну если не Земля – пусть это будет хотя бы миллиард человек. Если вы хотите быть успешным, вы обязаны быть глобальным. Все остальное проходит по категории лайфстайл-бизнеса. У Дурова, конечно же, глобальные амбиции, это показывает размах его недавнего ICO на $1,7 млрд и описание его проекта TON: обеспечить легкий доступ к криптовалюте миллионам людей. Лайфстайл-бизнес – «В контакте» – у него уже был. Увы, в текущей ситуации Дурову дешевле потерять 50% из 10 млн пользователей в России, чем потерять весь мир с его потенциальным миллиардом.
Для молодых предпринимателей из России, мечтающих о захвате мира, это плохая новость. Если вы достаточно талантливы, чтобы изобрести что-то действительно грандиозное и универсальное для всего человечества, скорее всего, вам придется уехать. С учетом сегодняшней ситуации внутри России вы не сможете масштабировать ваш продукт, не переместившись туда, где есть глобальные деньги.
Но если для каждого конкретного человека эта проблема так или иначе решается отъездом, то для страны в целом решения не просматривается. Чтобы развивать технологическое предпринимательство, можно идти двумя путями: либо интегрироваться с миром, либо создавать шарашки и «почтовые ящики», т. е. места, где несвободные люди, не имеющие возможности сбежать, работают за идею. Не верю, что второе «уникальное торговое предложение» может всерьез заинтересовать молодых талантливых людей. Россия закрепит за собой статус глубокой технологической провинции, а мы будем удивляться, почему талантливые технари, говорящие по-русски с акцентом, создают многомиллиардные стартапы в Кремниевой долине, а не на родине своих родителей.
Автор — основатель проектов The Bell и «Русские норм!»