Кого поздравить с женским днем
Российское общество было и остается сексистским, и в глазах большинства это не проблемаНеравенство полов в сфере труда признано, но в списке главных проблем общества оно не фигурирует
8 марта будут поздравлять наших женщин, но прежде надо бы признаться им в двух грехах. Первый: общество наше – сексистское. Второй: грехом это (почти) никто не считает. Вот мы задаем вопрос о шансах женщин и мужчин на продвижение по работе/службе. Большинство женщин (58%) говорят, что шансы выше у мужчин. Еще 37% полагают, что шансы «примерно равны». Среди мужчин о равенстве шансов говорят 47%, т. е. практически половина. А другая половина мужчин (46%) признает, что возможностей больше у них, у сильного пола. Но в обеих гендерных частях общества не найдется более трех человек из 100, кто рискнет сказать, что на работе женщинам продвинуться легче. О том, что шансов на карьеру больше у мужчин, особенно внятно заявляют те, кто в этом уже достиг возможного, пенсионеры (64%, большинство – женщины). Про эти преимущества мужчин знают и молодые, у кого карьера еще впереди (57%).
Итак, неравенство полов в сфере труда признано, но в списке главных проблем общества оно не фигурирует. В специальном исследовании на эту тему обнаружено: среди проблем, с которыми сталкиваются женщины на работе, «дискриминация по половому признаку» оказывается на 6-м месте, о ней говорят 10%. При этом вдвое больше людей соглашается с тем, что у женщин «меньший заработок, чем у коллег-мужчин в той же должности и с тем же опытом работы». Они ставят эту проблему на 2-е место, но не считают это дискриминацией.
Почему? Потому что (почти) все у нас исходят из того, что «одно дело – мужчины, а другое – женщины. Природа!». Это такой сильный аргумент, что и разница в зарплатах оказывается само собой разумеющейся. Как и то, что в начальниках должен быть мужик. И кому, как не женщинам, лечить и учить детей. А заодно сидеть в конторе, стоять у прилавка, мыть полы и туалеты. К тому же, скажут нам, наши мужчины на такую работу не пойдут, а женщины сами ее выбирают. (И начальникам, добавим мы, удобнее иметь на таких должностях женщин.)
Может быть, оно бы и ничего, раз никто не возражает. Пока да. Но обратим внимание на то, что наше впадение разом в рыночные отношения и в деиндустриализированную сервисную экономику обернулось тем, что огромная доля рабочих мест (кто говорит – треть, кто – больше половины) рассыпана по мелким предприятиям сферы услуг, порой краткоживущим, порой нелегальным. И многие эти места заняты (по упомянутым «естественным» причинам) именно женщинами. Охрана труда и социальные гарантии работникам, регулирование рабочего времени и выплат, техника безопасности, уровень механизации и автоматизации – там все это в наихудшем состоянии. И заработки там ниже. Конечно, прогресс приходит и туда, но похоже, что рост этого сегмента идет и будет идти еще быстрее. Общее социальное положение женщин рискует ухудшиться.
Однако женщины все равно остаются самой верной опорой и семьи, и строя. Хоть их настроение накануне 8 марта несколько хуже, чем у мужчин, но деятельность первых лиц, всего руководства они одобряют на 7–12 пунктов активнее. Вот кого и надо поздравить!
Автор — руководитель отдела социокультурных исследований «Левады-центра»