Даже непримиримая вражда гаснет со временем
Социолог Алексей Левинсон про поколенческие картины мираНаиболее интересно видеть разницу во взглядах поколений. Картина мира глазами молодых людей оказывается не такой конфронтационной
Россиян спросили об их отношении к тем, кого руководство аккуратно называет «нашими партнерами». Для опроса были выбраны США и ЕС, Украина и Грузия, Израиль и Китай. Со всеми нам случалось быть и в отношениях дружбы, и в отношениях вражды, но в разное время.
К Америке, Европейскому союзу и Украине по состоянию на январь нынешнего года преобладает отношение плохое. Америка и Европа, ну и Украина, не признали наших прав на Крым. Отношения испортились до последней степени. Многие наши жители в 2015–2016 гг. не исключали перерастания этих конфликтов в горячую, возможно, мировую войну.
Страх «настоящей» войны теперь гораздо меньше, ему на смену пришло представление о том, что «они все против нас». Как оно повелось еще в годы холодной войны, враждебное окружение видится им многослойным. Первый слой – наши ближайшие соседи-недруги. Это прибалтийские страны, Польша и, конечно, теперь Украина. О них говорят много всего плохого, но они, как принято думать, действуют не сами, а по чужой указке. Указкой водит Запад в лице Евросоюза.
Но и тот тоже не самостоятелен. За его спиной находятся Соединенные Штаты. (Некоторые особо проницательные еще и за спиной США видят «мировую закулису».) Свидетельством именно такого представления о слоях во враждебном окружении служит то, что позитивного отношения в ответах про Украину (35%) больше, чем в ответах про Евросоюз (32%), а там – больше, чем в ответах про США (26%).
К трем другим странам сегодня преобладает хорошее отношение. Время гасит вражду.
Забыты столкновения с Китаем из-за небольшого острова, забыта (конечно, не всеми) идея, что Китай зарится на наш Дальний Восток; сказали, что относятся к КНР «очень хорошо» 9% и «в основном хорошо» 61% россиян. Плохое отношение декларировало всего 13%.
Забыты многолетний разрыв в дипотношениях с Израилем и суровые обвинения в его адрес. 59% (против 17%) заявили о хорошем отношении к этой стране. Не прошло и 10 лет, как Грузию танками и бомбардировщиками «принуждали к миру», а грузин высылали из России. Но теперь 52% взрослых жителей России, по их словам, относятся к Грузии «хорошо» (а 24% – «плохо»).
Такова общая картина народных геополитических установок. Вместе с тем исследование показывает, что в обществе существуют пусть нюансные, но устойчивые различия мнений по этим вопросам. Так, российские мужчины, а в особенности рабочих специальностей, чаще всех склонны к негативным оценкам по всем странам, прежде всего США. Женщины же, особенно служащие, наоборот, мягче.
Наиболее интересно видеть разницу во взглядах поколений. Картина мира глазами молодых людей оказывается не такой конфронтационной. Молодые чаще других заявляют о хорошем – и реже других о плохом отношении к каждой из обсуждаемых стран. У них нет перевеса негативных оценок по Украине, они в 1,5 раза чаще пожилых выражают позитивное отношение к Америке. А в их отношении к Евросоюзу – в отличие от всех других – положительных ответов больше, чем отрицательных. Может, потому, что молодые меньше смотрят телевизор?
Автор - руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центра»