Чему нас учат дети
Доверие нам – это тоже вызовДоверие – это уверенность в том, что другой человек или институт будет вести себя в соответствии с нашими ожиданиями. Этой уверенности нельзя научить, она может только сама возникнуть
Оказавшись на обсуждении, где поднимались вечные вопросы про состояние российского общества, я подумал, что больше не знаю, что означают замеряемые социологами показатели, например межличностное доверие или доверие к институтам и политикам. Такие большие и абстрактные вещи слишком трудны для понимания.
И я стал думать про доверие с другой стороны – т. е. не про мое доверие кому-то или чему-то, а то доверие, которое обращено ко мне. Это совершенно не научный разговор. Это разговор о том, чему нас учат дети – не мы их, а они нас. Дети совершенно не должны быть собственными. Те, у кого нет своих, всегда могут пообщаться с имеющимися вокруг детьми или взрослыми людьми, которые чему-то хотели бы у нас научиться: каждый из нас хотя бы раз оказывается в роли учителя. Или специалиста, который знает, как работает механизм, которым другие не владеют.
Это ситуация доверия, обращенного к тебе. Осознание доверия может творить чудеса. Каждый, кто ведет машину, внутри которой есть другие люди, внутренне подбирается, понимая ответственность. Только так и можно научиться ответственности – если водитель будет нервничать и ерзать за рулем, то кто будет отвечать за движение автомобиля из точки А в точку Б?
Настаивать на том, чтобы в обществе было больше доверия, невозможно. Доверие – это уверенность в том, что другой человек или институт будет вести себя в соответствии с нашими ожиданиями. Этой уверенности нельзя научить, она может только сама возникнуть – в результате опыта. Средние показатели доверия в обществе меняются крайне медленно и тенденции к низкому или высокому, как правило, держатся десятилетиями, если не веками. Мы вообще можем быть неправы, доверяя кому-то по недомыслию или по неграмотности. Позиция доверяющего уязвима: вас могут обмануть. Поэтому здоровая скептическая позиция в отношении к политикам, экспертам или организациям самая разумная.
Но позиция того, кому доверяют, возвышенна. Важно то, как мы обходимся с доверием, которое направлено на нас. Оправдать доверие – старая, усталая фраза. Но представьте ребенка, которого вы держите за руку. Он доверяет вам. Что вы ему покажете, о чем будете с ним говорить, куда поведете? У него нет выбора, он следует за вами. Вся ответственность на вас. Приходится соответствовать.
Может быть, большинство людей, общаясь с детьми или доверчивыми учениками, просто не задумывается об этом, исходя из простого понимания: «Я старше, и поэтому я все понимаю лучше». Вся надежда на то, что огромность направленного на нас доверия образумит нас и придаст осознанности. Есть и противоположный случай – наше постоянное осознание собственного недостоинства. Но доверие, направленное на нас, может помочь и в этом. Это доверие и нужно принять, отнестись к нему серьезно, взять на себя храбрость принять вызов. В мире всегда есть кто-то, кто доверяет нам безусловно, – тот, кто ждет, что мы проявим себя с лучшей стороны и даже еще лучше. Такое ожидание – как вызов. Это вызов ребенка. Или Бога – кому как нравится.