История чужой истерии

Регистрация RT иноагентом широко разошлась в новостях в России, но не в США
Регистрация RT как иноагента – это герметичная история о пропагандистском канале, которую никак нельзя привязать к Дональду Трампу. Поэтому и неинтересно

Шумиха, которая поднялась в российских СМИ вокруг вынужденного получения Russia Today статуса «иностранный агент» в американском минюсте и последовавшего стремительного ответа в виде поправок к закону об иностранных агентах в России, не пропорциональна тому, как эта тема освещалась в американской прессе. Там эту историю почти не заметили. На сотни сообщений у нас приходятся лишь 20 публикаций в США – и это за последние три дня.

Крупные американские газеты и телеканалы ограничились скупыми дежурными сообщениями в духе: RT зарегистрировалась как иностранный агент. Дескать, и так все давно было понятно с этой Russia Today, а теперь маски сорваны. Практически никто не сделал акцент на том, что российский канал именно что вынудили это сделать. На вынужденность обратила внимание лишь англоязычная Al Jazeera, но ее-то солидарность как раз понятна.

Особняком стоит лишь колонка Катрины ванден Хойвел, опубликованная в The Nation, старейшем журнале Америки из ныне выходящих. Она называет случившееся «угрозой свободы слова в США» и предупреждает, что использование закона об иностранных агентах 30-х годов прошлого века, принятого для борьбы с нацистами, скорее развяжет новую охоту на ведьм.

Почему же американские медиа, так полюбившие за последний год все темы, связанные с Россией, не подхватили этот сюжет?

Дело в том, что регистрация RT как иноагента – это герметичная история о пропагандистском канале, которую никак нельзя привязать к Дональду Трампу и его команде. Тут даже с большой натяжкой нет никаких связей Белого дома с Россией, поэтому и неинтересно.

Многие в России, даже люди прозападно настроенные, удивляются: почему так называемый Russia-gate до сих пор не закончился. Ведь зачастую он выглядит комично или даже нелепо: когда, условно говоря, находят каких-то людей из СНГ, которые как-то сотрудничали в Канаде с компаниями Трампа 20 лет назад и называют это доказательством связей Трампа с Россией. Или когда главная страница сайта CNN содержит 15 новостей со словом Russia в заголовке. Когда во всех смертных грехах винят зловещих «русских хакеров», а «русских троллей» подозревают в масштабном обмане социальных сетей и чуть ли не в организации массовых протестов.

Конечно, нельзя утверждать, что вообще все это неправда. Электронную почту Хиллари Клинтон действительно кто-то взломал. Какие-то сообщества в фейсбуке действительно появлялись. Другое дело, что эффект от всего этого едва ли был столь масштабным, как это представляют либеральные американские медиа.

Для них Russia – скорее условное обозначение внешнего противника, желавшего абстрактного зла. В их воображении Russia можно было бы заменить на любую другую страну или организацию, если бы это подходило ситуации.

При этом они едва ли понимают, что для российских властей это скорее комплимент, повышающий их статус: еще пару лет назад почти международные изгои, попавшие под санкции, а теперь таинственные манипуляторы, способные избрать «своего» президента США.

Из России кажется, что это истерия о России. А на деле это истерия американских либералов о своем. Им хочется дискредитировать неугодного президента всеми правдами и неправдами. Если можно хоть как-то обвинить его в связях с враждебной державой, значит, надо это делать, и неважно, что это за держава и чего она хотела на самом деле. И на всякий случай лучше ее представить повраждебнее.

Автор – диджитал-директор RTVI