В президенты по конкурсу
Как модифицировать политический лифтВ новом правительстве можно запустить похожую систему – а потом, скажем, выбрать преемника между лучшим министром и лучшим губернатором
Все уже посмотрели кадры с тренинга новой элиты – там, где будущие губернаторы прыгают со скалы. Дело этим не ограничивается. Министр экономического развития Максим Орешкин публично обратился с предложением к желающим работать в его ведомстве присылать резюме на его личную страницу в социальной сети, получил уже в первые дни тысячу резюме, обещал все изучить и принять лучших на работу. Новый глава Удмуртии ведет набор в местные органы власти, подвергая соискателей почерковедческой экспертизе.
Скоро в ход пойдут детекторы лжи. Или шахматные партии на собеседовании. Власть всеми силами пытается показать принципиальную новизну своей кадровой политики, где сочетается необычность форм рекрутинга с открытостью для всех желающих. В эту же строку и главный кадровый хит – объявленный администрацией президента конкурс «Лидеры России». Оставь заявку на сайте, и появится шанс стать начальником. Шутка ли – 18 000 заявок в первый день работы сайта.
Одни высмеяли эту инициативу в логике «какие конкурсы ни проводи – все равно большим начальником возьмут условного Турчака с правильным папой». Однако кадровые лифты и вправду открывались при Владимире Путине. Можно вспомнить хотя бы «Наших» и ряд других молодежных движений, представители которых все же попали во власть; или тот же ОНФ. Хотя понятно, что носило это спонтанный характер – лифты быстро открывались и так же быстро закрывались.
Другие справедливо отметили, что разовыми акциями нормальной управленческой элиты не создать. Нужна хоть какая-то системность, отбор через крупные оргструктуры, желательно в условиях конкуренции. Для этого нужно задуматься о создании еще одного крупного партийного проекта. В чем-то функцию отбора выполнял ОНФ, но он не конкурировал с «Единой Россией». Поэтому остается вариант объединения трех партий из системной оппозиции в одну – сейчас для этого есть все условия, включая угасание амбиций немолодых уже лидеров. Да и для самих партий это тоже вариант спасения. Двухпартийность принято ругать после Brexit и Трампа, но нам ли это делать?
Если это все же слишком сложно и опасно, можно хотя бы изменить формат назначений губернаторов-технократов. Заменить еще 15–20 губернаторов, выработать очень четкие критерии их эффективности. И каждый квартал давать текущие рейтинги новых губернаторов. С понятной перспективой – через четыре года победитель станет премьером с видами на преемничество. В конце концов, о том, что будущий президент может быть обнаружен среди новых губернаторов, говорят уже слишком часто – так почему не сделать процесс более технологичным, в духе цифровой экономики. И в новом правительстве можно запустить похожую систему – а потом, скажем, выбрать преемника между лучшим министром и лучшим губернатором. Кстати, для регионов это был бы огромный плюс. А то уже сейчас видно, как молодые технократы киснут на местах, не понимая, куда они попали и что с этим делать. А так у них будет четкий фронт работ на четыре года – со вполне конкретным призом.
Автор – генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности