Реалити-шоу «Россия»
В чем измеряется эффективность работы российского функционераТелеканал «Россия 1» объявил о запуске нового реалити-шоу «Команда». Как следует из анонса шоу, участникам «предстоит подниматься в горы, спускаться к озерам, ходить лесными тропами», а тот, кто в этой игре-бродилке произведет на зрителя наибольшее впечатление, станет помощником главы Чечни Рамзана Кадырова. Отбор чиновников посредством реалити-шоу – технология для России новая, но, кажется, весьма перспективная, поскольку дает возможность с ходу выявить важнейшее для успешного чиновника свойство – умение производить медиаэффект.
Кто, как не Кадыров, знает цену этому умению. Весной, накануне окончания срока полномочий, он развил небывалую активность в медиа, одновременно нападая на «врагов России» и объявляя о готовности уйти с поста в любую минуту. Сработало: Кремль решил поддержать его на сентябрьских выборах.
И президент знает ему цену. Владимир Путин давно является главной российской медиазвездой. По просмотрам, обсуждаемости и цитируемости ему нет равных. Телевизионщики заслуженно гордятся масштабами проекта «Прямая линия» – действительно, это одно из самых дорогих, важных и рейтинговых шоу. А ведь есть еще послание Федеральному собранию, пресс-конференция и поздравление россиян с Новым годом.
«Мы живем в информационную эпоху <...> складывается впечатление, что событий вообще никаких не происходит, если о них не сообщает пресса», – то ли пошутил, то ли пожаловался в четверг Путин, выступая перед послами с речью о приоритетах внешней политики России. Даже если это ирония, то лукавая: именно так работает российская госпропаганда и для внутреннего потребления, и для внешнего.
Создавать эффект работы и собственно работать – процессы, имеющие мало точек пересечения. К такому выводу пришла в своей дипломной работе выпускница РАНХиГС Анна Решетник (научный руководитель – политолог Екатерина Шульман), проанализировав законотворческую эффективность (т. е. отношение наибольшего количества принятых законопроектов к наибольшему количеству внесенных авторства этого же депутата) и медиаприсутствие депутатов шестого созыва Госдумы. Фамилии девяти из 10 депутатов с самым высоким законотворческим показателем мало что скажут читателю и зрителю, а в топе рейтинга медиаприсутствия оказались лидеры фракций и политически важных комитетов. Медиаиндекс депутата не зависит от эффективности его законотворческой деятельности, резюмирует Решетник.
То есть депутат не существует, если о нем не сообщает пресса.