Докажи, что ты не верблюд
Бредовые анонимные обвинения больше не считаются маргинальнымиЛюбое бредовое и ничем не подкрепленное обвинение от анонима больше не игнорируется как маргинальное, а заставляет приличных людей оправдываться
Яркая иллюстрация сегодняшней России: руководство одного из ведущих вузов оправдывается в эфире государственного телеканала перед анонимным студентом, который обвиняет преподавателей в пропаганде оппозиционных идей, «гомосексуализма» и сепаратизма в стенах учебного заведения.
«Мне очень не нравится та позиция, которая внедряется нам в головы, – говорит в эфире канала «Вести» голос анонима, – например, прозападная, антироссийская позиция, позиция поддержки ЛГБТ, различных оппозиционных движений... Они меня раздражали, и я решил обратиться в СМИ». Эти слова с самым серьезным видом выслушивают руководители Балтийского федерального университета (БФУ), и вот уже они оказываются втянуты в дискуссию и уверяют многомиллионную аудиторию, что «все возможные проверки, какие только можно, запущены». Заместитель ректора призывает анонима к личному разговору, гарантируя в эфире его безопасность, тот снисходительно обещает «подумать».
Анонимное письмо студента БФУ, в котором он обвинил преподавателей вуза и конкретно социолога Анну Алимпиеву в насаждении среди учеников «чрезмерной толерантности к гомосексуализму», оппозиционном настрое и проповедовании идей сепаратизма, было опубликовано редактором местного сайта и подхвачено федеральным телевидением, включая отдельный сюжет на канале «Россия 24». Две недели ситуацию обсуждали в Калининграде и за его пределами, почти 100 преподавателей подписались под открытым письмом в защиту коллеги – они назвали атаки частью кампании по дискредитации университета и его руководства «как институции, гарантирующей пространство свободной мысли». «Объектами нападок обычно становятся наиболее публичные и свободно мыслящие преподаватели», – говорится в письме.
Такого единения в преподавательском коллективе, уверяют сотрудники университета, они не припомнят. Свои письма поддержки собирались писать и студенты, преподаватели их отговаривали («потому что студенты – люди зависимые и нас бы обвинили в административном давлении»). Некоторые студенты, впрочем, давали интервью, в которых называли Алимпиеву одним из самых неравнодушных преподавателей, человеком, который «научил думать».
Появление ректора БФУ в эфире «Вестей» с большим дипломатичным интервью многие восприняли как знак примирения. Кажется, скандал затихает, оставляя после себя крайне неприятное ощущение: получается, что любое бредовое и ничем не подкрепленное обвинение от анонима больше не игнорируется как маргинальное, а заставляет приличных людей оправдываться, вступать в дискуссию и призывать нападающих к миру. Естественная поддержка голословно обвиняемого становится поступком, массовая поддержка – явлением.
Если эта история и была для чего-то нужна, то, наверное, для того, чтобы в публичном пространстве появился пост доцента БФУ, филолога Станислава Свиридова: «Я тоже одобряю толерантность (т. е. человеческое уважение) к сексуальным меньшинствам. Как и к другим меньшинствам: инородцам, инвалидам и проч. И, конечно, пропагандирую это. И считаю возможным говорить об этом с кафедры, так как это не политика. Мне не важно, с какими идеями и ценностями это совпадает – западными, восточными, северными или южными. Если кто-то когда-то приклеил к идеям человечности и свободы политические ярлыки – это на их грязной совести».
Очевидные вещи сегодня, увы, приходится четко проговаривать и разъяснять.
Автор – журналист