Гражданское общество: Переход на личности
Разговор на повышенных тонах между депутатами и активной частью российского общества все больше переходит на личности. Накануне голосования в Госдуме за законопроект о реформе РАН ученые, представляющие совет общества научных работников, рассказали руководству страны, что 25 из голосовавших за законопроект 344 парламентариев «допустили серьезные нарушения академической этики при написании своих диссертационных работ». Депутатам-плагиаторам, фамилии которых хорошо знакомы тем, кто следит за расследованиями «Диссернета», авторы обращения предложили «добровольно сложить с себя депутатские полномочия и принести публичные извинения научному сообществу России за грубейшее попрание норм академической этики», а правительству - рекомендовать Думе отозвать проект закона.
Ответом депутатов на петицию, под которой за три дня подписалось более тысячи человек, включая пятерых академиков и 15 членкоров, стали обвинения ученых в шантаже и попытке воспрепятствовать депутатской деятельности. А единоросс Анатолий Выборный даже призвал вмешаться правоохранительные органы. Почти одновременно с этим журналистка «Новой газеты» Елена Костюченко призвала через соцсети поделиться с ней сведениями о личной жизни депутатов-геев, с тем чтобы, если недавно появившийся в недрах Госдумы скандальный законопроект о возможности лишения гомосексуалов родительских прав дойдет до голосования, придать эти сведения огласке.
В поисках мнимой легитимности элита нарушила действовавший долгое время негласный договор с обществом о взаимном невмешательстве в частную жизнь, составлявший одну из основ ранней путинской стабильности. Расторгнув этот договор, власть автоматически сделала своих представителей мишенью для ответного удара со стороны общества.
Никого не интересовали часы патриарха и нанопыль в его квартире, пока сам патриарх не начал навязывать своей пастве Путина как президента. Никого не интересовали депутатские квартиры за рубежом и их счета в иностранных банках, пока сами депутаты не заговорили об иностранных агентах среди НКО и об иностранном финансировании российского протеста. Мало кто обращал внимание на место жительства и учебы детей чиновников и парламентариев до того, как чиновники и парламентарии отказали российским детям-сиротам в праве быть усыновленными в США. И уж точно никому не пришло бы в голову интересоваться сексуальной ориентацией думцев, если бы сами думцы не приняли закон «о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних», фактически объявив российских геев людьми второго сорта, и не пригрозили бы новым законом, позволяющим отбирать у них детей. Люди из партийных списков, в чьем праве заседать в Охотном Ряду с декабря 2011 г. сомневается значительная часть российского общества, давно и наглядно демонстрируют, что они никак не идентифицируют себя с населением. Что, принимая законы, они вряд ли думают о том, что эти законы касаются их самих, а голосуя по указке сверху, не задумываются о личной ответственности за голосование. Сегодня им пытаются показать, что они заблуждаются.