Университетская среда в России не приводит к росту доверия
Скорее наоборотНехватка межличностного доверия в стране приводит к потерям в экономике. Поднять его уровень могло бы высшее образование, но этого не происходит.
В 2020 г. Центробанк прогнозирует падение ВВП на 4–6%, и дело не только в замедлении мировой экономики, падении цен на нефть и коронавирусном кризисе. Российская экономика стагнирует уже 10 лет: в 2009–2019 гг. ВВП рос в среднем на 1% в год (в 1999–2008 гг. – на 6,9%).
О том, что структура российской экономики по современным меркам неконкурентоспособна, написано немало. Разбирался и другой важный фактор для России – доверие, которое способно позитивно влиять на экономику и развивать общество. Доход на душу населения в России был бы на 69% выше, если бы уровень доверия был такой же, как в Швеции, писал в «Ведомостях» ректор Российской экономической школы Рубен Ениколопов.
Чаще всего высокие темпы экономического развития стран анализируют в привязке к обобщенному доверию, т. е. к людям вообще – и близким, и незнакомым. В России уровень этого доверия в 1990–1999 гг. упал с 34,7 до 22,9% от числа опрошенных, показывает Всемирное исследование ценностей (WWS). К 2010-м, однако, существенного улучшения не произошло: 28% в 2011 г. по методике WWS, что немного превышает среднемировые значения, но ниже уровня развитых стран, включая США и Китай. По данным «Евробарометра в России» за 2016 г., в Москве обобщенное доверие составило 25,4% – выше всех регионов.
Исследования в разных странах показывают, что уровень обобщенного доверия растет, в частности, с возрастом и в процессе получения высшего образования. Именно обучение в университетах с проходящей там социализацией формирует высокий уровень доверия, который поддерживается потом в социуме. Это могло бы происходить и в России, тем более что доля россиян в возрасте 25–34 лет с высшим образованием выросла с 26,2% в 2005 г. до 40,3% в 2015 г. (по данным микропереписи). Но у нас довольно низкий уровень обобщенного доверия последние 20 лет воспроизводится.
Почему новым поколениям не удается выйти из этой ловушки?
Экономисты Асия Бахтигараева и Александра Ставинская из МГУ в июльском номере журнала «Вопросы экономики» на материалах исследования Института национальных проектов показывают, что в процессе обучения в российских вузах значимых изменений в доверии людям в целом не происходит. При этом уровень доверия у студентов к незнакомым людям даже падает, что может негативно сказаться на показателях доверия в стране в целом и на развитии экономики в будущем, подытоживают авторы трех волн исследования ценностей в вузах, проведенных с 2014 по 2016 г. в 10 регионах России по 5015 учащимся на 1–4-м курсах очных отделений по специальности «экономика».
Авторы выделяют три основные причины, почему это происходит:
– университеты целенаправленно транслируют студентам те ценности, которые считают соответствующими жизненным реалиям. В обществе с плохими институтами, предназначенными для извлечения ренты (российский вариант), университеты будут формировать ценности недоверия;
– университеты формируют у студентов навыки и компетенции, позволяющие им самостоятельно делать выводы относительно степени доверия окружающей среде. Передача ценностей происходит также от родителей детям, при социализации вне вуза – значит, студенты могут делать выводы не в пользу доверия;
– ценности доверия или недоверия формируются также при взаимодействии с университетской средой. Если студенты сталкиваются с реальностью в виде коррупции, бюрократии, неуважения к стандартам и правилам в университетской среде, то это соответствующим образом формирует их отношение к окружению и уровень доверия.
Авторы считают, что с помощью университетов можно поднимать в России уровень обобщенного доверия. Именно формирование доверительных отношений в университетах в том числе может стать катализатором институциональных изменений, способствующих экономическому росту и развитию страны, подытоживают исследователи.
Но для этого вузы должны быть независимыми, открытыми и сильными своей культурой. И власть, которая сама демонстрирует недоверие к собственным гражданам и склоняет вузы к подавлению гражданской активности студентов и преподавателей, должна хотя бы университетам не создавать помех. Проблема ведь не в том, что нет преподавателей или администраторов, которые не хотели бы позитивных преобразований внутри университетов. Однако токсичные действия изъявителей воли властей разъедают свободную университетскую среду, избавляясь от тех, кто служит катализатором доверия. Как замечают авторы в статье «Сможет ли доверие стать фактором роста экономики?», в обществах с некачественной институциональной средой отрицательная социализация вне вуза нивелирует эффект вуза. А иногда и перевешивает.