Бедность по-российски и по-европейски
Сейчас, в тощие времена, нужно лучше понимать состояние гражданБедных среди россиян по европейской статистической методике в 2 раза больше, чем по методике Росстата. В России такого учета для понимания властей о бедности граждан в открытом доступе нет.
Официальная бедность в России – понятие монетарное. Гражданин беден, если его среднедушевой доход меньше официального прожиточного минимума для трудоспособного – 11 809 руб. в месяц в 2019 г. Бедных пенсионеров почти нет: пенсии не должны быть ниже минимума – 9002 руб. в мае 2019 г.
Современное понимание бедности иное, методик много, а для России перспективным выглядит индекс риска бедности и социальной исключенности AROPE, который использует Евростат для ЕС. Индекс учитывает риски относительной монетарной бедности, депривационной бедности и риски исключения из рынка труда.
Марина Карцева из РАНХиГС на основе данных Росстата о доходах населения в 2017 г. посчитала бедность в России по методике AROPE.
Официальная статистика в 2016 г. признала бедными 13,1% россиян. Наибольший уровень бедности – среди детей в возрасте 0–15 лет: 27,0% жили в семьях со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума. Доля бедных среди россиян трудоспособного возраста – 12,7%. Меньше всего риск попасть в бедность у мужчин старше 60 и женщин старше 55 лет: 3,9%. Подобная ситуация – во всех федеральных округах, пишет Карцева в работе «Бедность в РФ: возможности и специфика использования многокритериального индекса AROPE в системе мониторинга бедности РФ», опубликованной в журнале «Население и экономика».
По методике AROPE, пишет Карцева, уровень бедности существенно растет – как в России в целом, так и в каждом федеральном округе. В 2016 г. бедность по AROPE испытывали 25,4% россиян. Показательно, что доля бедных по AROPE растет во всех возрастных группах. Для детей – в 1,3 раза (34,5%), в 1,7 раза (до 21,4%) – для трудоспособного населения. Наибольший рост бедности – среди лиц старше трудоспособного возраста: в 7,2 раза (27,9%). Так что, уверена автор, считать людей старшего возраста наиболее защищенными – ошибка.
Когда обеспечивать рост экономики не получается, начинается борьба с бедностью. Россия ее ведет годами, к показателю официальной бедности сейчас привязаны национальные проекты, указы, постановления – но не жизнь и не потребности реальных людей. Дополнительный индекс вроде AROPE приблизил бы власти к жизни, позволил бы корректировать политику. Росстат в 2019 г. даже обещал опубликовать индекс «многомерной бедности» в 2020 г. – «если будет принято такое решение». Такой индекс особенно актуален в тощие времена, как сейчас: обществу важно понимать, у кого из людей доходы и ресурсы ограничены до такой степени, что это не позволяет им вести минимально приемлемый образ жизни в том сообществе, членами которого они являются.