Детям хватило на молоко
Эффективность помощи государства семьям с детьми колеблется в зависимости от их возрастаГосударственные пособия семьям с детьми уменьшили риски сползания наиболее уязвимых категорий граждан в нищету, но не предотвратили роста бедности в условиях пандемии.
Группа экспертов Института социальной политики Высшей школы экономики в статье «Поддержка семей с детьми в условиях пандемии ковида» проанализировала размеры и распространение государственной поддержки семей с детьми в период пандемии и влияние этой поддержки на их материальное положение.
Семьи с детьми в России, особенно провинциальные, чаще и проще других категорий населения оказываются в зоне риска стать бедными. Доля бедных семей с детьми младше 3 лет в доэпидемический период достигала 25,7%, с детьми от 3 до 7 лет – 23,9% и старше 7 лет – 21,2% при среднероссийском уровне бедности в 12,5%.
Остановка работы значительного количества предприятий и учреждений в период пандемии заметно сказалась на и без того невысоких среднедушевых доходах семей с детьми и вызвала всплеск бедности. Ее уровень в этой категории населения без помощи государства угрожал вырасти у семей с детьми младше 3 лет до 35,3%, с детьми от 3 до 7 лет – до 32%, а у семей с детьми старше 7 лет – до 30,3% при среднероссийском показателе в 20%.
Федеральный бюджет повысил часть постоянных пособий на детей и установил временные, в частности 10 000 руб. на детей от 3 до 16 лет и 5000 руб. на детей младше 3 лет. Федеральная помощь дополнялась региональной. Помощь семьям с детьми в общей сложности составила 288 млрд руб., ее получателями должны были стать около 25 млн детей.
Больше других от господдержки выиграли семьи с детьми от 3 до 7 лет, бедность в этой категории повысилась по сравнению с доковидным периодом всего на 0,5 процентного пункта (п. п.). В семьях с детьми младше 3 лет и старше 7 эффект оказался менее выраженным: уровень бедности у них вырос на 4,2 и 6,4 п. п. соответственно. В среднем по стране он вырос на 4,6 п. п.
В целом государственная поддержка семей с детьми частично компенсировала выпадающие доходы, но, к сожалению, не позволит им даже с учетом объявленных 23 июня новых поддерживающих мер вернуться к докризисному уровню жизни и сравняться по доходам с семьями без детей. В этой ситуации всерьез рассчитывать на увеличение рождаемости в России и достижение к 2024 г. естественного прироста населения, как это диктуется национальным проектом, затеянным президентом Владимиром Путиным, вряд ли приходится.
Впрочем, после того как граждане проголосуют за поправки в Конституцию, у президента появится возможность еще по крайней мере дважды выступить с подобного же рода инициативами.