Налоговые стимулы как фактор неравенства
Почему IТ-отрасли пока рано радоваться новым ставкамПрезидент с подачи правительства обещал IТ-компаниям мощный налоговый стимул: страховые взносы для них будут снижены с 14 до 7,6%, а ставка налога на прибыль – с 20 до 3%. Причем не на период преодоления последствий коронакризиса и не на какой-то еще период, а бессрочно.
Доля расходов на команду в IТ-компаниях часто не ниже 60% от общих затрат, так что почти двукратное сокращение страховых взносов существенно уменьшит их издержки. А почти семикратное снижение ставки налога на прибыль действительно может послужить одним из стимулов для того, чтобы IТ-компании чаще выбирали Россию в качестве своей налоговой резиденции. 3% – это, конечно, все еще выше, чем на излюбленном айтишниками Кипре (там 2,5%) или, например, в Белоруссии (там в ряде случаев вообще 0%), но, как заметил Владимир Путин, уже «не только сравнимо, но даже лучше, чем в таких привлекательных сегодня для IТ-бизнеса юрисдикциях, как индийская или ирландская».
IТ-отрасль и ее лоббистов можно поздравить. За последние дни это уже второй (после разблокировки Telegram) мощный сигнал о том, что Россия делает серьезную ставку на цифровые индустрии. Это прекрасно, замечательно и ура.
Но остаются вопросы.
Например, такой: что именно понимается (точнее, будет пониматься, когда дело дойдет до реализации президентских обещаний) под IТ-бизнесом? Вот, допустим, современный банк или инвестиционная компания – чем не IТ? В России есть банки, затраты на разработку программных продуктов у которых и количество сотрудников, занятых такой разработкой, кратно выше всего остального (и инвесторы, кстати, оценивают их по коэффициентам, принятым не для банков, а как раз для IТ-компаний). А современный медиабизнес? А услуги? А сложное производство? А прогрессивное сельское хозяйство? Очень многие современные отрасли – это сегодня во многом IТ.
Чиновники вроде бы дают ответ на вопрос, какой именно бизнес в контексте обнародованных налоговых изменений будет считаться IТ. По информации «Ведомостей», на уплату страховых взносов и налога на прибыль по новым ставкам смогут претендовать все российские компании, не менее 90% доходов которых приходится на продажу софта и услуги по его разработке, внедрению и поддержке. На деле, как уже известно из практики предоставления льготных кредитов из предыдущего пакета мер поддержки бизнеса, соответствия только этому критерию может оказаться недостаточно (а то и не так важно) – компаниям наверняка придется обосновывать принадлежность к IТ-сфере еще и через соответствие ОКВЭД. И даже у тех компаний, которые формально к IТ-сфере не относятся, будет велик соблазн добиться этого соответствия – слишком уж высоки (точнее, низки) ставки.
Совсем не равные условия ведения бизнеса, порождаемые новыми налоговыми преференциями для IТ в сравнении с другими сферами деятельности, обостряют чувство несправедливости. За ним часто следует желание эту несправедливость устранить. Или просто воспользоваться открывающимися возможностями. Всеми правдами и неправдами. Вплоть до решения превратить, например, IТ-подразделение своего предприятия (формально к IТ не относящегося) в кэптивного IТ-разработчика – ради того, чтобы хотя бы отчасти примерить на себя сверхпривлекательные налоговые ставки. Не исключено, что эта и подобные схемы станут негативным побочным следствием той поддержки, которую сейчас намерены оказать IТ-отрасли президент и правительство.
Очевидно, об этой опасности они и сами догадываются (с опытом-то премьера в налоговом администрировании). Значит, стоит ожидать, что, когда дело дойдет до реализации этих новаций, применение новых ставок страховых взносов и налога на прибыль может быть обложено целым рядом дополнительных условий. Вот когда они прояснятся, тогда и будем радоваться за IТ-отрасль. Или не будем.