Как Россия переезжает
Миграционные потоки мало влияют на социально-экономическое развитие регионовСчитается, что в России низкая миграционная мобильность и из-за этого тормозится экономическое развитие регионов. Однако это мнение не соответствует реальной картине.
Миграционные потоки на территории России разнообразны и довольно велики. Из региона в регион переезжают на постоянное место жительства российские долговременные мигранты, российские же граждане участвуют в межрегиональной трудовой миграции, в регионы также приезжают долговременные и трудовые мигранты из-за рубежа.
Численность долговременных мигрантов внутри России в последние годы стабилизировалась – свыше 4 млн человек, что примерно соответствует показателю позднесоветского времени, и это отнюдь не малая величина. По числу мигрантов, переселяющихся между регионами и муниципалитетами, Россия сопоставима с такими странами – членами Организации экономического сотрудничества и развития, как Германия или Япония, но это число существенно ниже, чем в США, Великобритании и Австралии.
Наиболее высокий миграционный прирост числа долговременных мигрантов (разница между въехавшими и выехавшими) в 2016–2017 гг. на 1000 человек населения региона зафиксирован в Севастополе; в числе лидеров были также Москва и Санкт-Петербург, их области, Краснодарский край и другие устойчиво привлекательные регионы. Наиболее интенсивный миграционный отток шел в эти годы с Чукотки, из Магаданской области, Еврейской автономной области, республик Коми и Калмыкии, Камчатского края. В целом миграционный прирост имели только 16 регионов из 85, т. е. «миграционное поле» долговременной межрегиональной миграции крайне поляризовано на полюсе притока.
Помимо долговременной миграции в России значительный размах получила временная трудовая миграция, или отходничество. Численность россиян, имеющих место работы в другом регионе, по данным обследования рабочей силы Росстата, в последние годы приблизилась к 3 млн человек (с учетом маятниковой миграции, когда люди выезжают на работу в другой регион в ежедневном режиме; самый яркий пример – миграция между Московской областью и Москвой). Данный показатель не учитывает трудовую миграцию внутри регионов, которая также значительна.
В абсолютных значениях самым массовым местом притяжения внутрироссийских трудовых мигрантов служит Московский регион. Москва и Московская область лидируют как центр притока отходников в регионах Центрального, Приволжского, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Можно с большой долей уверенности сказать, что в Москве и области работает каждый второй внутрироссийский временный трудовой мигрант. В Тюменскую область и ее северные округа (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) преимущественно выезжают жители Урала и Предуралья, Западной Сибири. На Санкт-Петербург и Ленинградскую область ориентированы только жители четырех регионов Северо-Запада.
Сальдо межрегиональной временной трудовой миграции (разница между притоком в регион российских трудовых мигрантов и их оттоком) в расчете на 1000 человек занятого населения региона также значительно варьируется в пределах России. Абсолютным лидером рейтинга регионов по сальдо межрегиональной временной трудовой миграции в 2017 г. стал Ямало-Ненецкий АО; также высоки значения в Ханты-Мансийском, Чукотском, Ненецком автономных округах и в Москве. Положительное сальдо межрегиональной временной трудовой миграции наблюдалось только в 25 регионах из 85, т. е. в 60 регионах поток выезжающих трудовых мигрантов превышал поток въезжающих. Наименьшим сальдо межрегиональной временной трудовой миграции в 2017 г. было в республиках Калмыкии и Чувашии; в числе лидеров по выезду трудовых мигрантов в расчете на 1000 занятых были Республика Мордовия, Ивановская область, Марий Эл.
Такой же неравномерностью распределения по России отличается и иностранная трудовая миграция. Центры притяжения трудовых мигрантов – иностранцев во многом идентичны тем, куда едут внутренние трудовые мигранты – россияне. Всего два округа – Центральный и Северо-Западный – привлекают почти три четверти всех иностранных трудовых мигрантов, поставленных на миграционный учет с целью «работа по найму». По относительному показателю – на 1000 занятых – лидируют Москва, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Ямало-Ненецкий АО, Магаданская область, Московская область, Ханты-Мансийский АО, Калужская область.
Единственный более–менее равномерно распределенный по регионам России поток миграции – это долговременная международная миграция. Подавляющее большинство регионов России имеют прирост населения за счет этой миграции, причем даже такие, из которых уезжает собственное население. Но прирост за счет международных мигрантов в Россию невелик – всего 200 000–250 000 ежегодно, они размазаны по многим регионам и не компенсируют оттока населения.
Возможно ли улучшение социально-экономического развития путем стимулирования миграционных процессов? Для ответа на этот вопрос мы изучили взаимное влияние различных видов миграции и показателей социально-экономического развития регионов. Оказалось, что на текущем этапе развития России ни один из видов миграции не влияет на социально-экономическое развитие регионов и на сокращение регионального неравенства, и, следовательно, возможности использования миграции в качестве инструмента регионального развития достаточно ограничены.
Более того, именно социально-экономическое развитие регионов во многом определяет направление и численность миграции, в первую очередь трудовой. Важным фактором трудовой миграции, как иностранной, так и внутренней, остается комплексное развитие региона: чем выше его экономическое развитие, чем выше развитие рынка труда, тем в большей степени он притягивает трудовых мигрантов. Для долговременной межрегиональной миграции эти факторы роли не играют. Единственным (небольшим) стимулом долговременной миграции является уровень социального развития региона.
Возможно, полученные результаты связаны с использованием комплексных миграционных показателей, без выделения потоков только квалифицированной миграции или, например, миграции молодых специалистов. Тем не менее пока не удалось найти однозначных доказательств, что если частная (для домохозяйств) отдача от миграции положительна, то и на экономику регионов в целом миграция тоже будет влиять позитивно. Но если миграция помогает поддерживать доходы миллионам домохозяйств, это ли не благо?