Инфраструктура против кризиса
Нужно переориентироваться на привлечение частных инвестицийОдной из экономических жертв пандемии могут стать инфраструктурные проекты – многие из них могут быть поставлены на паузу. Сокращение расходов за счет инфраструктуры выглядит логично: зачем затевать очередной мегапроект, окупаемость которого растянется на долгие годы, если его можно перенести на более благоприятный период, а средства направить на латание дыр в бюджете? Тем более что не только коронавирус, но и сильнейшее падение цен на нефть нанесло удар по государственным доходам. По прогнозу Минфина, дефицит бюджета в 2020 г. составит около 4% ВВП, эксперты говорят и о 7%. Спад будет сопровождаться ростом безработицы, инфляции и банкротств малых и средних предприятий, снижением реальных доходов населения.
Не сокращать, а увеличивать
Зарубежный опыт показывает, что есть более эффективные методы, чем сокращение расходов на инфраструктуру. Крупные страны и в прошлом, и сейчас в борьбе с кризисом делают ставку именно на ускоренное развитие общественной инфраструктуры – как за счет бюджета, так и за счет частных инвестиций. Для получения дополнительных финансовых ресурсов нередко наращивается госдолг, распаковываются резервы, привлекаются средства бизнеса на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП). И это, как показывает практика, не только не ухудшает состояние экономики, а, наоборот, помогает быстрее перейти от спада к росту.
В ответ на мировой кризис 2008 г. Китай выделил $586 млрд (или 12% ВВП) на развитие транспортной инфраструктуры и проекты в ЖКХ, экологии и энергетике. Это позволило уже в 2009 г. вернуться к росту ВВП почти в 9%. Индия в 2008 г. привлекла более $13 млрд с помощью государственных облигаций и кредитов международных финансовых организаций и направила эти средства на льготное кредитование инфраструктурных проектов и субсидирование процентных ставок кредитов для ГЧП. Принятые меры позволили индийской экономике в 2010/11 финансовом году достичь роста ВВП также почти в 9%.
И сейчас некоторые страны решили подобным же образом преодолевать и последствия пандемического кризиса. Китай до конца года направит 7,6 трлн юаней (или свыше $1 трлн) из бюджета на поддержку инфраструктурных проектов; Бразилия более чем на $5 млрд поддержит проекты в транспортной сфере; президент США Дональд Трамп готов влить дополнительные $2 трлн только в инфраструктуру.
Не останавливать, а ускорять
Власти России тоже все больше приходят к осознанию, что в кризис стройки нужно продолжать. В расчете на то, что строительная отрасль станет стимулом для экономики. В основном, правда, речь пока идет о рынке жилья, он и более социально чувствительный, и эффективнее экономически, если мерить на короткой дистанции. Но и заявления в поддержку инфраструктурных строек с долгосрочным мультипликативным эффектом тоже звучат. Министр транспорта Евгений Дитрих попросил президента перенести с 2021 на 2020 г. выделение 30,5 млрд руб. из фонда национального благосостояния на модернизацию БАМа и Транссиба. Не прекращать крупные инфраструктурные проекты потребовал и сам президент: это прочный задел для экономики и ее будущего роста.
Значит, власти не только собираются продолжать развитие инфраструктуры, но и даже планируют его ускорить. А ускорять предполагается не только за счет средств, заложенных в бюджет на 2021–2022 гг., но и за счет внебюджетных инвестиций, говорил в конце апреля вице-премьер Марат Хуснуллин в интервью РБК-ТВ.
Нацпроектам не хватает частников
Правда, пока дополнительных мер для привлечения инвестиций в инфраструктуру не принято, а это могло бы стать чуть ли не главным пунктом антикризисной программы правительства. Чтобы действительно стимулировать инвесторов вкладываться в долгие инфраструктурные проекты, не помогут быстрые решения вроде отсрочки уплаты налогов, субсидирования кредитной ставки, регуляторных гарантий. Все эти меры стимулируют участие в изначально рентабельных инвестиционных проектах, в то время как большинство инфраструктурных проектов – платные дороги, объекты социальной сферы – сложно окупаются даже в условиях роста экономики и доходов населения, что уж говорить о кризисных временах.
Нужны фундаментальные меры поддержки – софинансирование со стороны государства, гарантии загрузки, долгосрочное проектное финансирование. Нужны и системные изменения, которые повысили бы доверие инвестора к государству. Потребуются концептуальный пересмотр всей системы бюджетного планирования и переориентирование части национальных проектов на привлечение частных инвестиций на возвратной основе, т. е. изменение правил игры с учетом нынешних реалий. Сейчас в большинстве национальных проектов расходы идут через классический госзаказ, хотя вполне можно было бы организовать ГЧП.
Здоровые примеры
В федеральном проекте «Борьба с онкологическими заболеваниями» (входит в национальный проект «Здравоохранение») предусмотрено почти 89 млрд руб. на межбюджетные трансферты регионам – на переоснащение онкоцентров. Закупать медицинское оборудование регионы могут только по процедуре госзаказа. Но в России уже есть успешные примеры, когда поставки такого оборудования и реконструкция медицинских учреждений осуществляются за счет бизнеса, который за это получает право использовать имущество, определенные гарантии его загрузки или частичный возврат вложенных средств. И это только один из примеров, когда ГЧП позволяет выполнить проект, сохранить право собственности за государством и обеспечить население качественными услугами.
В среднем в проектах ГЧП на 1 руб. вложенных бюджетных средств приходится 3 руб. частных. По данным платформы «Росинфра», сейчас в России действует более 3700 концессий и проектов ГЧП с общими инвестициями около 4,5 трлн руб., из них 3,2 трлн – деньги бизнеса. Изменение правил использования бюджетных средств с приоритетом ГЧП только в случае указанного выше проекта мероприятия из нацпроекта «Здравоохранение» позволит запустить единовременно большее количество проектов и привлечь в систему здравоохранения дополнительно до 180 млрд руб. внебюджетных ресурсов, не увеличивая нагрузки на бюджет.
Стимул для экономики
Изменение структуры нацпроектов за счет увеличения в них доли внебюджетных средств и включения возможностей ГЧП позволит разогреть экономику страны и не отказываться от запланированных проектов, а также стимулировать появление новых. Мощностей у строительных компаний и ликвидности у финансирующих организаций достаточно, поэтому государство, предлагающее проекты ГЧП и берущее на себя обязательства поддержать их, может стать спасательным кругом для различных бизнесов. Это не банковский кризис, это новая реальность, в которой без каких-то гарантий и мер со стороны властей инвесторы не пойдут в новые проекты. А каждый новый инфраструктурный проект – это рабочие места, в том числе и в смежных областях, заказы и долгосрочная загрузка бизнеса, улучшение качества жизни людей на местах. Если же проекты будут перенесены или заморожены, ничего этого экономика не получит.