Вирус оказался сильнее московской мэрии
Доходы упали, на благоустройство не хватаетКоронавирусный кризис подвиг мэрию Москвы на неожиданные поступки: приостановлено благоустройство города, возникла информационная открытость.
В интервью «Ведомостям» заммэра Москвы Владимир Ефимов внезапно раскрыл долю нефтегазовых доходов в бюджете столицы: 5–6% вместо прежних 16–17%. Такую открытость московского правительства можно только приветствовать. Но что подвигло его на откровенность?
Обращает на себя внимание, что, во-первых, заммэра Москвы раскрыл оценку потерь доходов столичного бюджета, которые за 10 лет более чем удвоились — до 2,4 трлн руб. в 2019 г. За первые четыре месяца 2020 г. доходы Москвы упали на 7,6%, за год – оценочно – город недополучит уже 15–20% доходов, рассказал Ефимов. Две трети из этой суммы придутся на недополученный налог на прибыль, пятая часть – на НДФЛ.
А во-вторых, он сообщил, что программа благоустройства Москвы «приостановлена» по указанию мэра Сергея Собянина «до особого распоряжения». Остановлены проекты «всего» на 350 млрд руб., в частности запланированное на 2020 г. благоустройство более 40 улиц и набережных, более 180 парковых и озелененных территорий. Зато растут расходы на здравоохранение: мэрия потратила на борьбу с коронавирусом 110 млрд руб.
Если суммировать, то в интервью заммэра Москвы можно увидеть три политических заявления.
Первое. Раздражавшая много лет (и обоснованно) многих москвичей программа создания насильственного урбанистического рая останавливается.
Второе. Москва уже не живет на нефтяную ренту – доля нефтегазовых доходов в бюджете города упала в 3 раза.
Третье. У Москвы, как и у всех российских регионов, намечается бюджетный дефицит. Высшая школа экономики прогнозировала, что выпадающие доходы регионов в 2020 г. составят в сумме 1,3 трлн руб., т. е. упадут как минимум на 10%, и это еще оптимистичный сценарий.
За всем этим, предполагает экономист Наталья Зубаревич, усматривается послание москвичам: мэрия правильно тратит деньги (сезонной перекладки плитки не будет – пока); критикам: мэрия не присваивает нефтегазовые доходы страны (развиваем город); федеральному правительству: не рассчитывайте на московские деньги.
Гигантские расходы на благоустройство в огромном бюджете Москвы служили аргументом, почему московские власти не могут делиться деньгами с федеральным правительством и регионами. В 2019 г. правительство добилось, что в Бюджетном кодексе появилась так называемая горизонтальная субсидия – норма, по которой один регион из своего бюджета может дать денег другому. А кто еще, как не Москва, может дать в долг другим? Регионам это бы сейчас очень пригодилось. Теперь мэрия в лице Ефимова сообщила: экономика Москвы чувствует себя лучше многих, но свободных денег нет, они в фонде национального благосостояния, где деньги придерживает уже правительство.
Коронавирусный кризис сделал власти Москвы более открытыми, но менять что-то принципиально они пока не готовы. А видимо, придется. Доходы бюджета в 2020 г. они планировали в размере 2,8 трлн руб., расходы – 3,15 трлн руб. Сейчас мэрия прогнозирует потерю около 600 млрд руб. доходов, т. е. доходная часть бюджета сокращается до 2,2 трлн руб. – какие-то расходы нужно резать.
Благоустройство – очевидный претендент, тем более что гигантские траты не сделали Москву комфортной для жизни. Мэрия благоустройство не отменяет, а временно останавливает – до прояснения ситуации. На восстановление от кризиса Москве понадобится год-полтора, прогнозирует Зубаревич, регионам еще больше. Это значит, что мэрии сложно будет жить по инерции, как прежде, когда Москва зарабатывала столько денег, что не успевала их тратить, откуда и взялось благоустройство. И теперь, когда денег в бюджете мало, под давлением кризиса придется убирать перекосы в расходах.