Москва пока отказывается от программы «Моя улица»
В этом году работы по благоустройству города вестись практически не будутИз-за эпидемии коронавируса в Москве пока приостановлены расходы на новые проекты благоустройства. Об этом рассказал «Ведомостям» заммэра Москвы по экономике Владимир Ефимов. «Мы не можем не реагировать на складывающуюся ситуацию, и расходы, связанные с благоустройством, с мероприятиями развития, с не первоочередными инвестиционными проектами, мы уже поставили на паузу», – сообщил он.
Это подтвердил «Ведомостям» и заммэра по ЖКХ Петр Бирюков. По его словам, работы по благоустройству на территории Москвы приостановлены по указанию мэра Москвы до особого распоряжения. Строительно-монтажные работы законсервированы, в стадии ожидания находятся и конкурсные процедуры.
«Моя улица» — одна из самых крупных и неоднозначных программ московского правительства. Ее главная цель — создание «пешеходного центра», предполагающее «возвращение» улиц пешеходам и велосипедистам и сокращение пространства для автомобилей. Программа длилась в 2015—2018 гг., с прошлого года все работы по городскому благоустройству выполняются по программе «Мой район».
«Это лучшая новость, которую я услышал за последние пять лет», – иронизирует координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов. Москвичи, по его словам, устали жить на стройке, а каждое лето у них испорчено из-за повсеместного благоустройства. «Только у меня во дворе трижды меняли детскую площадку. Зачем надо было каждый год менять одну плитку на другую плитку, а старый бордюр — на новый бордюр?» – удивляется Шкуматов.
Всего по госпрограмме «Развитие городской среды» в 2020 г. Москва планировала потратить 119 млрд руб. Она включает несколько направлений, в том числе благоустройство улиц, создание парков, развитие туристических объектов.
По словам Бирюкова, на 2020 г. планировалось благоустроить более 40 улиц, набережных, других общественных пространств, более 180 парковых и озелененных территорий. Это набережные острова Балчуг, начатые в прошлом году, работы в районе Дорогомилово и проч.
Часть этих средств, по словам представителя мэрии, уже используются под приоритетные мероприятия — это 26,5 млрд руб. Эти деньги пойдут в том числе на перепрофилирование объектов здравоохранения, закупку дезинфицирующих средств для обработки многоквартирных домов и общественных пространств.
Город поставил на паузу проекты на 350 млрд руб., указывает Ефимов. Это культурно-массовые, спортивные, деловые и праздничные мероприятия, а также зарубежные мероприятия, ремонт дорог и городских объектов. Также будут сокращены расходы на приобретение подвижного состава городского транспорта и ремонт трамвайных путей. «Мы от них не отказались полностью, оценим поступление доходов и темпы восстановления экономики в ближайшие месяц-два. И, исходя из этого, решим, какие проекты переносить на следующий год», — обещает Ефимов. Всю программу мероприятий развития в Москве он оценивает в 1,2—1,3 трлн руб.
В бюджете Москвы на 2020—2022 гг. на ремонт автодорог и объектов дорожного хозяйства выделено 26,5 млрд руб., на обновление подвижного состава наземного транспорта — 37,5 млрд руб., на покупку вагонов метро — 36,6 млрд руб., капвложения в развитие трамвайной инфраструктуры составят 6,6 млрд руб.
Второй после Москвы регион по инвестициям в благоустройство — Татарстан. Трехлетняя программа оценивается в 50 млрд руб. Власти республики решили растянуть программу за 5 лет, указывает помощник президента республики Наталия Фишман-Бекмамбетова.
«Моя улица» не нашла такой же поддержки среди москвичей, как развитие транспортной инфраструктуры, говорила экономист Наталья Зубаревич. Она отмечала, что в бюджете Москвы расходы на благоустройство выросли с 5% во времена правления экс-мэра Юрия Лужкова до 10%, что «на фоне беднеющей страны просто вызывающее потребление».
То, что город перераспределяет бюджет в такой тяжелый год, это очень хорошо, комментирует сооснователь «Городских проектов» Максим Кац: нужно помогать гражданам, бизнесу, медицине, а благоустройством можно заняться потом.
Председатель общественной организации по защите прав потребителей «Союз пассажиров» Кирилл Янков отмечает, что в последние годы власти благоустраивали не всегда там, где это было действительно нужно. Где плитку уже меняли три раза, можно четвертый раз не менять. Но есть множество площадей и улиц, где не помешало бы навести порядок.