Неудобные опросы
Как власть реагирует на снижение рейтингов Владимира ПутинаРейтинги президента Владимира Путина снижаются, и власти могут захотеть поднять их демонстративными акциями либо попытаться по-новому интерпретировать результаты социологических исследований. Но если это не поможет и они продолжат снижаться, не исключены новые меры для сужения политического поля.
По данным ВЦИОМа, опубликованным 15 мая, доля доверяющих Владимиру Путину (из закрытого списка, предложенного социологами) снизилась с начала апреля по начало мая на пять процентных пунктов – с 72,1 до 67,1%, а не доверяющих – увеличилась более чем на 3 п. п.: с 25 до 28,4%. В другом опросе, где респонденты сами называют политиков, рейтинг президента изменился малозначительно: в марте (с августа 2019 г. ВЦИОМ приводит не еженедельные, а ежемесячные данные) ему доверяли 28,3%, не доверяли 8%, в апреле – 27% и 7,4% соответственно.
По данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), доля доверяющих Путину с 5 апреля по 10 мая снизилась на те же 5 п. п., что и у ВЦИОМа: с 62 до 57%, а доля не доверяющих увеличилась сильней, на 6 п. п., – с 25 до 31%.
Данные ВЦИОМа почти совпали с результатами опубликованного ранее исследования «Левада-центра»: при опросе по открытому списку о доверии Путину заявили 28% респондентов. Но любопытно, что 6 мая пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что Кремль не склонен полностью доверять результатам «Левада-центра», поскольку «существуют и другие опросы, которые дают иную картину». Но теперь данные ВЦИОМа и «Левада-центра» различаются на погрешность исследования (рейтинг одобрения деятельности президента – 61% и 59% соответственно), и объяснить снижение рейтинга президента различием методик не получится.
Данные ВЦИОМа, ФОМа и «Левада-центра» отражают общую тенденцию снижения доверия к власти и одобрения ее действий из-за малоубедительных для многих обоснований противоэпидемических мер, недостаточной и медленно поступающей помощи пострадавшим от них обывателям. В отличие от многих европейских стран в России борьба с коронавирусом не объединила граждан вокруг флага. По данным опроса Gallup International и «Ромира», в апреле действия национального правительства по борьбе с эпидемией одобрили 91% индусов, 86% австрийцев, 77% болгар, 64% итальянцев и только 51% россиян. Можно утешаться: Россия обогнала Америку, где одобрение ниже еще на 2 п. п., и вдвое – Японию.
Для России, где власть привыкла, помимо прочего, обосновывать свою легитимность данными опросов, результаты которых обывателю растолковывают в выгодном для Кремля свете комментаторы федеральных телеканалов, объяснить снижение доверия к президенту одновременно с некоторым ростом популярности правительства и губернаторов может оказаться непростой задачей. Кроме того, вероятен и рост напряженности в отношениях Кремля с кабинетом министров и частью губернаторов.
Но дело не только в этом. Рейтинг Владимира Путина стал одновременно ключевым инструментом и институтом власти, от его устойчивости во многом зависит прочность системы – а значит, снижение рейтинга, особенно в кризис, создает для нее определенную опасность.
Попытка убаюкать обывателей привычной мантрой «без Путина будет хуже» не сработает: миллионам россиян и так отчаянно худо из-за потери работы, средств к существованию и необходимости сидеть в тесных квартирах.
Возможно, в ответ на снижение главного рейтинга страны Кремль решится на новые транши помощи низкодоходным слоям населения в провинции – тем, кто традиционно голосует за Путина. А благодарное повышение рейтинга можно тогда будет выдать за признание населением успеха страны и лично президента в борьбе с пандемией.
Политолог Алексей Макаркин полагает иное: Кремль от социологических опросов для подтверждения авторитета не откажется, но ему придется быть изобретательнее в интерпретациях. Возможно, комментаторы напомнят, что деятельность Путина по-прежнему одобряют больше россиян, чем, например, французов – работу Эмманюэля Макрона, а американцев – Дональда Трампа.
Снижение популярности Путина пока не выглядит критичным, считает политолог Кирилл Рогов, но нельзя исключить, что подтверждение авторитета президента и власти в целом с помощью опросов будет на время отложено – вместо этого будет сделан акцент на низкой, в сравнении с другими крупными странами, смертности в России от ковида и на мерах поддержки населения, предложенных президентом.
Сами по себе снизившийся рейтинг и его интерпретация важны, но не менее важно, как это повлияет на голосование по Конституции и на региональные выборы в сентябре. Если в Кремле решат, что их выгоднее отменить, чем накручивать результат с помощью последних нововведений с электронным и дистанционным голосованием, то не исключен отказ от губернаторских выборов под разными предлогами, например чрезвычайной ситуации, опасается политолог Николай Петров.