Как тебе такое, Евгений Касперский?
То, что Tesla в голове Владимира Путина соотносится с «Искандерами», многое говорит и о президенте, и о положении дел в РоссииРоссийский ответ Илону Маску – Евгений Касперский, Tesla – «Искандеры», считает Владимир Путин. Отождествление президентом западных и российских достижений в частной и военной сфере наглядно передает представления президента об инновациях и прогрессе и роли государства в этом процессе.
Темой опубликованного 5 марта девятого фрагмента большого интервью президента ТАСС из серии «20 вопросов Владимиру Путину» заявлена поддержка талантливой молодежи. В ответ на слова Андрея Ванденко, что американский бизнесмен и новатор Илон Маск запускает «Теслу», Путин привел отечественный пример: пришла «группа молодых людей из института» и сделала «Искандер» – «лучшее оружие в мире». На пояснение Ванденко, что Маск «не то чтобы кумир, но некий пример для подражания», Путин в качестве альтернативы предложил Касперского, который «в своей области ничем не хуже». Резюме – дела в сфере инноваций обстоят в России не хуже, чем в тех же США, российской молодежи есть где развернуться и применить свои творческие силы на родине – зачем уезжать?
Противопоставление это весьма говорящее. Маск – это частная космонавтика, авангард автомобилестроения, а примеры Путина относятся к обеспечению – в широком смысле слова – безопасности. Путин сделал оговорку, что Касперский – пример, который первым пришел ему в голову, но он очень показательный. Президент мог бы вспомнить, например, 35-летнего Павла Дурова, основателя «В контакте» и Telegram (симптоматично, что в тот же день стало известно, что в блокчейн-платформу Telegram Open Network вложились экс-министр по вопросам открытого правительства Михаил Абызов и Михаил Гуцериев, а еще раньше – Роман Абрамович). Но вспомнил Путин 54-летнего Касперского, чей продукт – тоже своего рода оборона, только в сфере кибербезопасности. Касперский – выпускник Высшей школы КГБ. Созданной им «Лаборатории Касперского» из-за подозрений в сотрудничестве с российскими спецслужбами (компания отрицала обвинения) было запрещено участвовать в госзакупках США. Telegram же сопротивлялся требованиям о передаче ФСБ ключей для дешифровки сообщений пользователей без суда, из-за чего Роскомнадзор с апреля 2018 г. пытается блокировать мессенджер (впрочем, не очень-то успешно).
Рассуждения Путина хорошо характеризуют общую систему взглядов президента на инновации в России, которые нужны главным образом для обороны и защиты, а инноваторы должны либо работать на благо государства, либо быть ему лояльны. Впрочем, то, что при слове «инновации» человеку в первую очередь приходят в голову «Искандеры», характеризует не только самого президента, но и положение дел в стране. Контролируемые государством военная и атомная промышленность традиционно в России на высоте, но пространство для развития экономики знаний, которая порождает Масков и дает им развиваться, куда меньше. Зато мы делаем «Искандеры» – как тебе такое, Илон Маск?