Что показала история плавучего карантина
Эпидемия коронавируса на лайнере Diamond Princess не оказалась опустошительнойГорстка невинных людей заперта в тесном пространстве, а вокруг бушует страшная неведомая инфекция, и она безжалостно косит жертв; и лекарства никакого нет, а зато есть злодеи, они с негодяйскими целями помогают неуязвимой заразе распространиться. Инфекция проникает и в тесное пространство, чтобы и там совершить смертельную жатву! Но находятся герои – и т. д.
Любимый сюжет писателей-фантастов и голливудских сценаристов: мужество, самопожертвование – и подлость, глупый эгоизм. И ясно, кто победит. Приятно описывать утопическую модель человечества: всегда есть место драме, трагедии и хорошему концу.
На Diamond Princess, круизном судне, куда проник новейший коронавирус Covid-19, никакой особенной драмы нет и не предвидится. Трагедия – да, была: два пожилых японца скончались, Царство им небесное, но Covid-19 смертельно опасен именно для пожилых людей. Заболевших снимали с лайнера и отправляли в госпиталь, подозрительных продолжали держать на Diamond Princess, позволяя гулять по палубам в масках и в отдалении друг от друга. Это все с одной стороны. С другой же – корабль все равно, мне кажется, можно считать моделью коронавирусной эпидемии в цивилизованной части мира.
Итак. Поскольку в отличие от большинства инфекций получить Covid-19 можно от внешне совершенно здорового человека, подозревать следует любого, кто мог находиться в зоне заражения. Подозревать – значит изолировать, т. е. держать в заключении, нарушать свободу передвижения и даже отчасти свободу слова. (Особенно горько должно быть пассажирам лайнера – они же стремились как раз к расширению горизонта и приятной лени.) И по мере того, как проходит инкубационный период, выпускать из заключения к прежней жизни.
Главное в этой не слишком драматической истории – что, судя по ситуации на Diamond Princess, зараза под названием Covid-19 отнюдь не так опасна, как показалось сначала испуганному человечеству. Разумный наблюдатель может уже и расслабиться. Из 3700 человек заболело чуть больше 600, а умерло только двое, те самые пожилые японцы. Это смертность ненамного большая, чем от обычного гриппа.
Общемировая статистика, правда, на порядок хуже: подтвержденных случаев заболевания 76 000, умерших – 2150; но важно, что выздоровевших уже почти 17 000, долгое время второй и третий показатели отличались только в разы, но в последнюю неделю, слава Богу, разрыв стремительно увеличился.
Что же – напрасно, выходит, энергичный председатель российского правительства тов. Мишустин запретил въезд нашим китайским братьям? (Долго запрягали, видать, чиновники, думали, что важней: не обидеть главного геостратегического союзника или пойти навстречу безотчетному страху перед заразой?) Китайцам, мне представляется, – напрасно. Бояться надо, думаю, иного.
Вот статистика из Ирана: два подтвержденных случая Covid-19 – и две смерти. Сто процентов! Может ли быть, что иранцы просто не обучились еще выявлять заболевших, а покойные перед кончиной имели настолько явные симптомы уханьской заразы, что ошибиться уже было нельзя? В Иране более 80 млн жителей – больше, чем в провинции Хубэй, очаге Covid-19. Китайцы в Иране желанные гости, помогают преодолевать последствия американских санкций.
Но и это еще не все. Африка в последние десятилетия наводнена китайцами – а там пока зафиксирован ровно один случай Covid-19. И если эпидемия разольется по континенту, это будет совершенно иная история, нежели карантин на Diamond Princess!