Инвесторы под прикрытием
Немалая часть иностранных инвестиций в Россию – на самом деле российские, но проблема не в этомРоссия заняла 2-е место после Китая по доле формально иностранных, но на деле внутренних инвестиций в экономику, что указывает на слабую институциональную среду в стране, куда россияне предпочитают вкладывать как иностранцы – это создает ощущение дополнительной защиты.
На конец 2017 г. в России, по данным Центробанка, было накоплено $441 млрд прямых иностранных инвестиций. Из них около $102 млрд – это не подлинно иностранные инвестиции, а средства российских инвесторов, вложенные на родине через другие страны, подсчитали эксперты МВФ в исследовании «Что является подлинным, а что нет в глобальной системе прямых иностранных инвестиций?», расширенные данные из которого публикует РБК. Практика «круговых» иностранных инвестиций распространена во всем мире, но в большинстве развитых стран эта доля намного ниже 10%, указывают авторы доклада, а иногда и вовсе незначительна. В России – 23%, в Китае – 27% прямых иностранных инвестиций в конечном счете оказываются средствами внутренних инвесторов, что в целом свойственно странам с переходной экономикой, но у России на это свои причины.
Российские власти много лет говорят о важности привлечения в отечественную экономику долгосрочного иностранного капитала. Результаты исследования экспертов МВФ отчасти меняют представление о «гражданстве» таких «иностранных» инвестиций, но само по себе это не трагедия. 2-е место в мире среди 20 крупнейших экономик по доле возвратных инвестиций для России в целом не так уж и плохо с экономической точки зрения: оно показывает, что российские бизнесмены реально инвестируют свои средства в страну, пусть и через другие юрисдикции. Это не вывод активов за рубеж в чистом виде, а их реинвестирование, что лучше инвестирования этих средств в другие экономики, отмечает директор Института международной экономики и финансов Академии внешней торговли Александр Кнобель. У возвратных и чистых прямых иностранных инвестиций могут быть совпадающие мотивы и факторы роста или снижения их объемов, для экономики они одинаково полезны.
Другое дело, что схемы вывода средств за рубеж и их последующего возвращения под видом иностранных вложений широко распространены в силу давних системных болезней институциональной среды в России. Выбирая иностранную юрисдикцию, российские инвесторы стремятся в первую очередь снизить правовые риски. Раньше считалось, что такой выбор обусловлен возможностью оптимизировать налогообложение, но это не всегда так. Российские инвесторы нередко предпочитают за защиту своих инвестиций в Россию доплачивать – плюс иностранцам российское государство дает дополнительные гарантии (впрочем, они работают не всегда – вспомним дело Baring). Но в целом инвестировать в Россию как иностранцу спокойнее, чем как россиянину. А плата за риски все равно будет включена в цену конечного продукта.