Есть ли смысл бизнесу жаловаться на силовиков
Новые каналы доставки «наверх» жалоб на давление могут упростить процесс, но не решить проблему системноНовый механизм защиты бизнеса от давления силовиков – на этот раз в виде онлайн-платформы жалоб «За бизнес» – наверняка будет востребован: за первый же день работы ресурс получил больше 100 обращений. Но, как и большинство чрезвычайных мер, он не может решить проблему системно – разве что увеличить число пытающихся отбиться от силовиков «в порядке исключения». Для принципиального изменения степени риска нужен не новый канал доставки жалоб, а изменение образа мысли силовиков, а также работающая система наказания за злоупотребления.
Созданный Агентством стратегических инициатив (АСИ) в партнерстве с силовыми ведомствами по поручению Владимира Путина ресурс станет еще одним каналом «доступа к справедливости» в трендовой цифровой оболочке. Через специальную форму бизнесмены смогут подать онлайн-жалобу на любые формы давления силовиков, обращения, как пояснил источник The Bell, будут снабжаться особым штампом и рассматриваться в приоритетном порядке. Ответ должен прийти жалобщику из центрального аппарата ведомства, что по замыслу создателей ресурса должно гарантировать объективность рассмотрения. Ирония судьбы: младший партнер одного из руководителей АСИ, Артема Аветисяна, инициировал дело против инвестфонда Baring Vostok.
Первые жалобы, в обобщенном виде опубликованные на сайте, дают хорошую картину проблем бизнеса: под угрозой уголовного дела вымогают взятку; хозяйственный спор стал уголовным делом; следователь не пускает адвоката в СИЗО и проч. Уголовные дела давно стали эффективным способом испортить жизнь предпринимателям и убить их бизнес, при этом до суда доходит сравнительно небольшая часть дел по экономическим статьям, признавал президент Путин: неудивительно, что доверие бизнеса к правоохранительным органам крайне низкое. Правовые каналы по выбиванию справедливости из государства неэффективны, что стимулирует появление и использование альтернатив – президентской прямой линии или обращений к уполномоченному по защите прав предпринимателей. Но это лишь новые каналы доставки жалоб, и их размножение скорее свидетельствует об их неэффективности, высокой сопротивляемости правоохранительной и судебной систем и в каком-то смысле – о бессилии государства наладить работу органов. Впрочем, отдельные резонансные жалобы, случается, и разрешаются в пользу жалобщика и закона, но едва ли это можно назвать системным решением.
Дело не в отсутствии возможности жаловаться, рассуждает Кирилл Титаев из Института проблем правоприменения: главная проблема работы правоохранителей в том, что все – от дознавателя до генпрокурора – интерпретируют закон так, что любая ошибка предпринимателя может быть сочтена признаком преступления. А если логика одинакова что внизу, что наверху, то смысла жаловаться нет. Полезнее был бы портал по расследованию нарушений в возбужденных, но не дошедших до суда уголовных делах, когда предприниматель отсидел в СИЗО, потерял бизнес, а дело его оказалось пшиком, – и наказание виновных в этом, считает лидер «Бизнес солидарности» Яна Яковлева.