Патриотизм на автомате

Даже в XXI веке уроки патриотического воспитания в России заканчиваются сборкой-разборкой АК-47

Военизация воспитания и милитаристское понимание патриотизма и российской цивилизации воплощаются в российской школе в причудливых формах, сочетающих советские уроки НВП и современные навыки оформления электронных презентаций.

На днях Министерство просвещения распространило методические указания о проведении тематического урока в честь отмечаемого 10 ноября 100-летия оружейного конструктора, изобретателя знаменитого автомата АК-47 Михаила Калашникова. В рекомендациях указано, что цель уроков – «формирование патриотизма как духовно-нравственной категории, как основы национального самосознания россиян» и «воспитание российской гражданской и цивилизационно-культурной идентичности школьников».

Материалы предназначены для проведения уроков как в начальных, так и средних и старших классах, их могут вести учителя истории, русской литературы или ОБЖ. В зависимости от предмета школьникам предлагается изучить биографию легендарного оружейника, его стихи и книги или конструкцию автомата. В разделе «Интересные факты» отмечается, что простой и надежный автомат советского и российского производства более распространен, чем американская винтовка М16 или израильский автомат «Узи», что ежегодно от пуль из автомата Калашникова погибает около 250 000 человек, а сам автомат запечатлен на гербах Зимбабве, Мозамбика и Восточного Тимора (не обошлось, впрочем, и без фактических ошибок: в частности, Калашников назван «механиком-наводчиком танкового орудия» в 12-й танковой дивизии в г. Стрый в 1938 г., хотя танковые дивизии в Красной армии появились в 1940 г., а Стрый вошел в состав СССР в сентябре 1939 г.). Результатом урока должно стать знание тактико-технических характеристик автомата, которое следует дополнить умением разбирать на заданное время АК-74 или его модификации (при наличии).

Российское государство в последнее время не раз давало понять, что воспитание, особенно патриотическое, в школе важнее образования, но из нынешних рекомендаций Минпросвещения следует, что лучший инструмент воспитания патриотизма, гражданской и цивилизационно-культурной общности в XXI в. – это сборка и разборка автомата (удивительно, что нормативы еще не вернулись в школы). Разумеется, изучение прошлого на биографиях знаменитых соотечественников – важный элемент учебы и формирования патриотизма, но в современной России культивируется преимущественно военизированный его вариант. Урок памяти Калашникова, человека и автомата, – яркое тому подтверждение. Но школами дело не ограничивается: в сентябре 2017 г. министр культуры Владимир Мединский, открывая памятник Калашникову в Москве, назвал АК-47 «настоящим культурным брендом России». АК, безусловно, один из узнаваемых символов нашей страны, но отечественную культуру, хотелось бы верить, олицетворяют все-таки Александр Пушкин, Илья Репин и Петр Чайковский. Но это противоречие чем дальше, тем меньше смущает ревнителей казенного патриотизма.