Почему в 2018 году дети пишут письма «папе на фронт»
За милитаризацией взрослого сознания пришло время милитаризации и детского мираСоветские дети пели «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет мама», но в новой милитаризованной российской реальности эти слова, похоже, уже не актуальны. Бурю возмущения родителей вызвало задание из учебника по литературному чтению для четвертого класса, где 10-летним детям предлагается написать «письмо отцу на фронт». Такие задания хорошо вписываются в политическую повестку и созвучны заявлениям первых лиц о народе, который готов умереть в войне, но на пути милитаризации теперь еще и детского сознания встает неожиданная проблема: дети плачут.
Задание написать такое письмо отцу по итогам изучения стихотворения советской поэтессы Елены Благининой «Папе на фронт» получила в петербургской школе 10-летняя дочь научного сотрудника Российского института истории искусств Ольги Федорченко. Девочка расплакалась, пишет Федорченко, как и многие ее одноклассники, написавшие, что «90% тебя убьют». Учебник, содержащий такое задание, разработан в соответствии с федеральными госстандартами для начальной школы, имеет гриф РАО, рекомендован Минобразованием, его используют 12% школ Петербурга, сообщил городской комитет по образованию. «Задание может показаться ребенку грустным <...> но дети должны знать историю России», – сообщила пресс-служба комитета.
Военная лирика, повестки и рассказы о войне исторически входят в школьные программы по литературе. Но для четвертого класса конкретно такое задание неприемлемо, считает поэт, педагог и уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович. Для 10-летнего ребенка это не «обобщенный отец», как для старшеклассника, в этом возрасте дети воспринимают такие задания эмоционально, говорит Бунимович, это недопустимый сильный удар по психике. Российской школе давно нужна гуманитарная экспертиза содержания образования – насколько оно соответствует этическим нормам, не травмирует ли сознание ребенка или подростка, – но ее нет, отмечает директор Федерального института развития образования Александр Асмолов.
Но такой гуманистический подход может показаться неактуальным для текущего момента. Взрослый мир давно милитаризован: президент на всю страну рапортует об успехах российской оборонки, демонстрируя наивную, вполне в детском стиле, картинку нанесения ракетного удара по территории «стратегического противника». Страна увязла сразу в нескольких непризнаваемых конфликтах, и в официально мирное время вполне реальные отцы, бывает, возвращаются с фронта в гробах. Милитаризируется и детский мир: главное детское движение, активно поддерживаемое государством, – «Юнармия», армия детей и подростков. На этом фоне отработка навыков написания «писем на фронт» выглядит не жестокой экзекуцией, а подготовкой детей к будущему, каким его видит власть.