Прошлое в настоящем
День памяти жертв политических репрессий – это хорошее напоминание о живучести практик советских спецслужбВ День памяти жертв политических репрессий прошлое особенно тесно переплетается с настоящим: это еще одна возможность увидеть, как живучи практики советских спецслужб.
Во вторник, 29 октября, в канун официально установленного в 1991 г. дня жертв политических репрессий 30 октября, москвичи придут к Соловецкому камню на Лубянке на традиционную уже акцию «Возвращение имен». По данным «Мемориала», памятные мероприятия пройдут в 35 городах России. Как правило, местные власти идут навстречу организаторам акций памяти. Однако в 2019 г. мемориальные шествия и митинги отказались согласовывать в мэрии Кирова и Тюмени, в 2018 г. – в Тамбове и одной из столиц ГУЛАГа – Комсомольске-на-Амуре.
Отдельные отказы организаторам акций памяти под разными предлогами не выглядят эксцессами на фоне в целом противоречивого отношения властей к теме памяти о репрессиях. В августе 2015 г. была принята концепция госполитики по увековечению памяти жертв политических репрессий, которая предполагает осуждение идеологии политического террора, формирование инфраструктуры, связанной с увековечением памяти жертв, и создание специальных образовательных и просветительских программ. В марте 2019 г. ее продлили до 2024 г.
Однако не все действия в этой сфере одобряются государством и чиновниками, которые пытаются реабилитировать сталинские «достижения» и «дипломатические триумфы». Силовики почти три года иезуитски преследуют карельского краеведа Юрия Дмитриева, нашедшего место расстрелов в Сандармохе и многие годы работавшего над увековечением памяти жертв. Его обвиняют в преступлениях, которые в общественном мнении ассоциируются с нравственным падением, эту связь – мол, восстановлением памяти о репрессиях занимаются морально нечистоплотные люди – поддерживает и госпропаганда. Одновременно Российское военно-историческое общество стремится доказать, что в Сандармохе захоронены и убитые финнами пленные красноармейцы. Результаты их работы не впечатляют, но цель ясна: размыть значение Сандармоха как одного из символов преступлений НКВД. В понедельник о судьбе Дмитриева напомнило письмо 200 деятелей культуры в его защиту, 31 октября пройдет очередное заседание суда по его делу.
Наконец, продолжающийся процесс «Нового величия» и «московское дело» против участников мирных акций протеста напоминают, что провокации, политические преследования и наказание невиновных – дело не только прошлого: сроки приговоренных за «массовые беспорядки» и насилие против полицейских сопоставимы с приговорами за «политическое хулиганство» в 1934–1935 гг. В контексте 2019 г. свечи, которые зажгутся в эти дни у мемориалов жертв репрессий, – это не только память о погибших в сталинские годы, но и напоминание о нынешнем произволе.