Как перелопатить историю
Альтернативные раскопки в Сандармохе – это попытка переключить внимание общества с репрессированных на жертв Великой ОтечественнойПродолжение поисков Российского военно-исторического общества (РВИО) в карельском урочище Сандармох, месте расстрелов политзаключенных в период Большого террора, отражает стремление части бюрократии переключить внимание к истории с репрессий на Великую Отечественную.
В августе сотрудники РВИО и поисковый батальон Минобороны возобновили раскопки в Сандармохе. Министр культуры Карелии Алексей Лесонен заявил: цель – «разграничить артефакты, связанные с разными пластами истории и разными обстоятельствами».
Вопрос в соответствии деклараций и дел. Массовые захоронения расстрелянных в 1937–1938 гг. обнаружил в 1997 г. историк и краевед Юрий Дмитриев. Его усилиями Сандармох стал одним из символов Большого террора. Член правления «Мемориала» Сергей Кривенко уточнил: документы подтвердили расстрел более 6100 человек.
В последние годы в Карелии, следуя исторической политике Москвы «воспитывать гордость за прошлое», ограничили мемориализацию Сандармоха. Пытаясь дискредитировать Дмитриева «делом педофилов», власти оспаривали и его работу. Данные «Мемориала» о числе жертв называли завышенными, появилась версия: в урочище похоронены и расстрелянные в 1941–1944 гг. финнами пленные красноармейцы.
Проведенная в августе – сентябре 2018 г. экспедиция РВИО обнаружила останки пятерых человек. Историк Сергей Веригин сказал, что версия о красноармейцах подтверждается: расстрелянных не раздели, обнаружены гильзы от иностранных патронов. Но это ничего не доказывает: польских пленных в Катыни НКВД расстреливал из иностранного оружия, дата гибели людей, найденных РВИО, не установлена.
Минкульт Карелии попросил РВИО продолжить работы. Чиновники уверены: «Спекуляции вокруг событий в урочище Сандармох <...> закрепляют в общественном сознании необоснованное чувство вины перед якобы репрессированными и <...> становятся консолидирующим фактором антиправительственных сил в России».
РВИО не ответило на запрос «Ведомостей», разделяет ли оно идеи, что расстрелянные «якобы репрессированы», работы продолжаются. С начала августа найдены останки еще пяти человек. «Мемориал» требует прекратить работы, опасаясь повреждения захоронений. Бьют тревогу и археологи: в Сандармохе находятся стоянки древних людей, которые могут пострадать.
Но дело не в возможном смешении артефактов: максимальное, по оценкам минкульта Карелии, число убитых красноармейцев (около 500) несопоставимо с подтвержденными данными о жертвах сталинского террора. Работы в Сандармохе выглядят неуклюжей попыткой чиновников изменить смысл мемориала, переписать прошлое лопатой. Но важнее археологических работ – манипуляции числом жертв и общественным сознанием.