Что не разрешено, то фейк

Первый случай применения закона о запрете публикаций фейковых новостей оказался не менее показательным, чем премьера закона об оскорблении власти

Закон о фейковых новостях, подписанный Владимиром Путиным в марте 2019 г., может трактоваться правоприменителями так же широко и специфически, как и закон об оскорблении власти – как показал первый случай применения новой статьи КоАПа, под фейкньюс власти могут понимать в принципе любые сообщения, которые воспринимаются ими как угроза.

В пятницу, 26 апреля, в Архангельске был составлен первый протокол о новом правонарушении (ч. 10 ст. 13.15 КоАПа) – распространении фейкньюс местной активисткой Еленой Калининой, выступающей против строительства мусорного полигона в Шиесе. Из протокола, опубликованного юристом Алексеем Куроптевым, следует, что под фейкньюс полиция понимает републикацию поста во «В контакте» с анонсом несогласованной протестной акции, которая прошла в Архангельске и других крупных городах области 7 апреля. По версии правоохранителей, зная, что власти не согласовали митинг, Калинина распространила «заведомо недостоверную информацию под видом достоверного сообщения». Акция в итоге состоялась, причем, как писали местные СМИ, полиция не препятствовала движению митингующих по центральному проспекту города, задержанных по итогам митинга не было. Митинги по меркам региона оказались многочисленными, на улицы Архангельска и других городов вышли несколько тысяч человек.

Однако теперь, ретроспективно, полиция смотрит на произошедшее иначе: как сказано в протоколе, публикация анонса несогласованного митинга повлекла «массовое нарушение общественного порядка», а именно «блокирование движения по проезжей части» и «помехи функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры», за что гражданам грозит штраф – от 100 000 до 300 000 руб.

Накануне шествия и митинга губернатор Архангельской области Игорь Орлов обозвал противников строительства мусорного полигона «шелупонью», что вызвало новую волну возмущения у противников строительства полигона. А в день составления протокола на Калинину, 26 апреля, Архангельский областной суд обязал местный избирком зарегистрировать инициативную группу для проведения референдума по вопросу о ввозе мусора из Москвы.

Дата рассмотрения дела судом еще не назначена, у него есть два месяца, пояснил Куроптев. По словам юриста, за этот же репост Калинину уже штрафовали 15 апреля на 15 000 руб., усмотрев в репосте нарушение правил организации митинга.

В отсутствие в законе внятного определения фейковых новостей правоохранителям и правоприменителям предстоит самостоятельно отделять правду от неправды, а правдивый источник от ложного. Архангельский случай демонстрирует, как далеко тут можно зайти: для местных правоприменителей, получается, критерием истинности, реальности считается не сам факт проведения акции, а наличие разрешения местных властей на его проведение: что не разрешено, того и не существует. Это выводит абсурдистский по сути закон на прямо-таки философский уровень.