Доктор Джекил и мистер Хайд в Кремле и правительстве
Попытки улучшить жизнь бизнеса одновременно приводят к ее ухудшению – и ухудшают все-таки сильнее, чем улучшаютЕсли представить, что российская власть – это человек или, скажем, единый организм, то в его поведении можно обнаружить множество психических отклонений и расстройств. Одно из ярко выраженных – раздвоение личности, в которой герой ведет непримиримый бой с антигероем: эдакий доктор Джекил и мистер Хайд.
В этом крестовом походе против самих себя власти не устают добиваться успехов и отчитываться о них. Годами и десятилетиями они рассказывают, какое множество созданных ими проблем решили, как избавили от них бизнес и население. Ворох отчетов и планов растет с неимоверной скоростью, из чего следует простой вывод: еще большее количество проблем создается. В этом смысле бюрократическая машина – и не только в России – удивительный вечный двигатель воспроизводства работы для самой себя.
Вот буквально на прошлой неделе правительство одобрило план улучшения жизни бизнеса из 150 пунктов: в строительстве, при подключении к сетям, на таможне, для упрощения доступа малого бизнеса к деньгам, регистрации компаний, защиты их миноритарных акционеров и т. д. Многие из этих мер, безусловно, полезны, упростят ведение бизнеса и решат часть существующих проблем. Но возникает вопрос: сколько новых бессмысленных правил будет придумано тем временем? Не будет ли беснующийся мистер Хайд усложнять жизнь бизнесу, пока доктор Джекил ее упрощает и улучшает? Не вырастут ли две головы на месте одной – отрубленной «административной гильотиной», которую обещал премьер-министр Дмитрий Медведев?
Вопрос совершенно риторический. На прошлой же неделе вступили в силу поправки в закон о правовом положении иностранных граждан, по которым приглашающие в Россию иностранца обязаны следить за соблюдением им правил пребывания в стране – цели въезда и своевременного выезда. Как следить за ним, негодяем, если он вдруг приедет «и нашпионит, как последний сукин сын», пока не ясно. Это определит правительство, только что одобрившее план упрощения условий ведения бизнеса. Правительство, которое на словах так печется о развитии туризма, чтобы иностранцы приезжали в Россию и тратили свои евро – доллары – иены, чтобы появлялись новые рабочие места, развивался туристический и гостиничный сектор, менялось восприятие России. Казалось бы, есть эффективное и бесплатное средство – хотя бы постепенная (но все же активная) отмена въездных виз и уж точно отмена регистрации для иностранных туристов. Но нет, вместо этого появляется новая, совершенно удивительная в своей бессмысленности мера, прямо противоречащая цели развития туризма.
Этот пример – мелкий, почти безвредный на фоне других фантастически разрушительных плодов борьбы Джекила с Хайдом внутри российского бюрократа. Правительство ежегодно бьется, не покладая бумаг и печатей, с бизнесом, чтобы он увеличил инвестиции. Что нужно бизнесу, в целом ясно – стабильные правила игры, предсказуемые издержки, устойчивый спрос, заемные ресурсы по доступной цене.
Со стабильностью все понятно – такое стабильное улучшение жизни пациент, т. е. бизнес, выдерживает с трудом. Но ничем, кроме раздвоения личности, нельзя объяснить повышение НДС – власть, чтобы раздобыть денег, забирает их у населения и бизнеса, разгоняет инфляцию (за снижение которой борется), бьет по спросу, повышает стоимость денег. Вкладывайте, как говорится, на здоровье, пока мистер Хайд не разбушевался.
150 мерами чиновники в программе счастья для бизнеса не ограничатся. План будет обновляться минимум дважды в год. И опять же, безусловно, многие из будущих идей упростят жизнь и конкретному предпринимателю, и конкретной отрасли, бизнесу малому и в целом, а значит, пойдут на пользу и их работникам. Вот только новых проблем тоже будет создано немало. Да и в борьбе за улучшение инвестклимата победу пока одерживает мистер Хайд, несмотря на красивую риторику и пробуждения доктора Джекила. Потому что в этой стране власть принадлежит бюрократии, та самая абсолютная власть, которая развращает абсолютно – до стадии безумства. И неудивительно, что люди все меньше доверяют этой власти – ее главному носителю Владимиру Путину.