Уценка регулирующего воздействия
Как совершенствование законодательства ухудшает законодательствоМинэкономразвития опубликовало доклад «Оценка регулирующего воздействия. Шесть лет в России», где подвело итоги реализации процедуры принятия нормативно-правовых актов (НПА), предусматривающей оценку возможного их воздействия на экономику. Оказалось, что оценка проводится не всегда, а если проводится – то не всегда учитываются ее результаты.
Первые элементы оценки регулирующего воздействия (ОРВ) были введены в 2010 г., со второй половины 2013 г. началось регулярное обсуждение нормативных актов, опубликованных на сайте regulation.gov.ru. ОРВ обычно состоит из анализа выгод и рисков НПА для бизнеса, населения, государства и публичного обсуждения с заинтересованными сторонами. В России уполномоченный орган по ОРВ – Минэкономразвития, оно дает соответствующие заключения на проекты НПА. Отрицательное заключение – негативный сигнал, но он еще не означает отзыва «плохой» нормы. Теоретически автор должен переработать проект. Но многое зависит от упорства и лоббистского веса ведомства, настаивающего на его принятии. Кроме того, Минэкономразвития приходится идти на компромиссы для согласования собственных приказов и инструкций.
Статистики принятых, несмотря на отрицательное заключение, нормативных актов в докладе нет. Но статистика самих заключений довольно показательна. В 2016 г. отрицательные отзывы получили 58,8% проектов Минэнерго, 57,3% – Минприроды и 44,8% – Минтранса. Доля отрицательных заключений на предложения Минфина – около 15%.
Благодаря ОРВ удалось отложить введение экологических и других сборов с предпринимателей, говорит вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин.
Также не были приняты разработанные Минтрансом поправки в Гражданский кодекс, обязывавшие местные органы власти сносить строения, нарушающие безопасность полетов авиации.
Но в целом ОРВ видится российской власти как что-то факультативное. Скажем, согласно принятому в 2016 г. положению о проектном офисе его документы не будут проходить процедуру ОРВ. Регламент Госдумы не предусматривает оценки воздействия законов – все помнят, как принимался пакет Яровой. Учет возможных негативных последствий поправок в законы или подзаконных актов остается доброй волей, а не обязанностью чиновников, сетует Олег Шестоперов из Национального института системных исследований проблем предпринимательства.
Ограниченный результат применения ОРВ неудивителен. Оценка воздействия – лишь один из компонентов регуляторной политики, хотя и важный, отмечает Даниил Цыганков из Центра ОРВ НИУ ВШЭ. Регуляторная политика должна быть комплексной, опираться на «закон о законах» и качественную разработку подзаконных актов, включать экспертизу эффективности действующих норм. Чиновники сейчас не обязаны доказывать необходимость новых норм, а в случае отрицательного отзыва Минэкономразвития могут провести их через депутатские поправки или включить лоббистский ресурс в аппарате. «Изменить ситуацию помогло бы включение раздела по «умному регулированию» в Стратегию-2018–2024, разрабатываемую ЦСР», – заключает Цыганков.