Итоги-2018. Год войны и футбола

Конфронтация с внешним миром и единение с ним стали главными событиями уходящего года

2018 год начался фактически в марте, когда президентские выборы завершили большой избирательный цикл. Однако спокойствия и удовлетворения они не принесли: оставшиеся девять месяцев прошли во многом под знаком разочарования, раздражения и страха. Власть быстро растратила капитал доверия, перейдя от предвыборных пряников к поствыборным кнутам. В ответ общество, еще не вполне ощутив, но уже представив себе последствия, затаило обиду на несправедливое с собой обхождение – и, похоже, надолго. Ждать новых праздников от жизни после чемпионата мира по футболу не приходится – куда реальнее угроза если не войны, то тотального ожесточения и укрепления стен осажденной крепости. Разгребать последствия политики нарочитой агрессивности и показной демонстрации силы придется еще не один год.

2018 год начался как успешный для власти – но по итогам оказался скорее проигрышным. Беспартийный самовыдвиженец Владимир Путин предсказуемо легко обошел дежурных «соперников» и получил на своих формально последних президентских выборах впечатляющие 77% голосов. Его предвыборная программа, обнародованная в послании Федеральному собранию накануне выборов, рисовала комфортную, сытую и технологически прорывную Россию будущего, за которую, надо думать, и проголосовало большинство. Но выборный капитал доверия президент разменял на поддержку пенсионной реформы, предъявленной обществу как факт, без предварительного обсуждения (и это была не единственная неприятная новость – был анонсирован и рост НДС). Рейтинги президента упали сильно и резко и обратно не отросли: сейчас, спустя полгода, за Путина готовы проголосовать всего 46% опрошенных ФОМом. В лидеры рейтингов доверия, опередив президента, вышли люди в погонах. Разочарование в руководителях страны вышло Кремлю боком и на региональных выборах, когда даже личное благословение президента не спасло кандидатов Кремля от поражения в четырех регионах. Выбравшие себе не понравившихся Москве губернаторов люди увидели в протестном голосовании возможность показать столице зубы – и показали их. В будущем, возможно, Москве придется иметь дело все с новыми и новыми «зубами» – но ресурсы Кремля на покупку лояльности раздраженных регионов не бесконечны.

Формально год был успешным и для экономики: по итогам 2018 г. Минэкономразвития ожидает рост ВВП на 1,8%. Инфляция, по данным Росстата, пусть и оказалась чуть выше ожиданий – 4,2%, но все же недалеко от ориентира ЦБ. Безработица снизилась с ноября 2017 г. по ноябрь 2018 г. с 5,1 до 4,8%. Рубль наконец отвязался от нефтяных цен – есть повод говорить о стабильности. Картину портят важные детали: стабильность стабильностью, но цель-то – темпы роста выше мировых, т. е. как минимум в 2 раза выше нынешних, а экономисты ожидают, напротив, замедления экономики в 2019 г. Бизнесу хватало своих проблем – от неистребимой угрозы санкций до чехарды планов настройки налоговых и неналоговых платежей, и все на фоне сокращения инвестиций. Итого, пространства для оптимизма оказалось не так уж и много.

До обывателей макроэкономический оптимизм и вовсе не доходит: реальные располагаемые доходы по итогам года, похоже, так и не вырастут и 2018-й станет пятым подряд годом их падения – пусть и небольшого. Правда, число россиян, живущих за чертой бедности, снизилось на 3,4% до 19,6 млн человек, а их доля – на 0,5 п. п. до 13,3%. Но это во многом эффект предвыборного повышения зарплат и майского увеличения минимальной зарплаты до прожиточного минимума, которое аукнется в 2019 г. Итого доля людей, встречающих Новый год с хорошим настроением, по данным ВЦИОМа, снизилась за год с 48 до 39%, а доля пессимистов, напротив, выросла с 11 до 21%. Половина страны надеется на перемены к лучшему – это стабильный показатель, но с 8 до 19% выросла доля тех, кто испытывает усталость и опустошение, с 10 до 15% – волнение, с 3 до 10% – раздражение.

Страх в опросе ВЦИОМа не упоминался, но именно на нем во многом строилась внешняя политика страны в уходящем году. Агрессивный милитаризм президентского послания с компьютерным парадом новейшего вооружения многих впечатлил, но Путин на этом не остановился, заявив на Валдайском форуме о готовности россиян не только воевать, но и умереть в ядерном пожаре. Будничность и даже нормальность войны в высказываниях политиков и экспертов – один из безусловно пугающих итогов 2018 г. А атрибуты холодной вой­ны – информационные диверсии и шпионские скандалы, массовая высылка дипломатов, обмен резкими репликами первых лиц, дипломатическое бессилие – плюс деконструкция системы глобальной безопасности только усилили ощущение реальности угрозы. Но если у общества социологи к концу года зафиксировали запрос не на войну, а на нормализацию отношений с миром, а еще раньше – усталость от изоляции и от бурной внешней политики, то у руководства линия все та же: испытания анонсированной в послании ракеты «Авангард» в последние дни декабря Путин назвал «замечательным подарком стране к Новому году».

Но был и на нашей улице – буквально – праздник. Чемпионат мира по футболу вернул россиянам ощущение радости и единения с миром, тем более драгоценное, что оно было заведомо недолговечным – а тут еще и сборная России осчастливила миллионы, впервые пробившись в четвертьфинал. Неудивительно, что главным событием года по версии ФОМа стал именно чемпионат. Мы все еще способны радоваться не только ракетам – и это один из немногих положительных итогов 2018 г.