О каких реформах говорит Эльвира Набиуллина
Повысить темпы роста только за счет нацпроектов не получитсяРост государственных вложений в экономику при сохранении ее нынешней структуры не компенсирует ограничений частной инициативы и не гарантирует в ближайшей и среднесрочной перспективе темпов роста, сопоставимых с передовыми и развивающимися странами. Для преодоления дальнейшего отставания от передовых стран необходимы серьезные реформы, которые маловероятны при нынешней политической системе.
В среду председатель Центробанка Эльвира Набиуллина заявила в Госдуме о необходимости структурных реформ, которые позволят перейти к новой модели роста при неблагоприятных внешних условиях и высоких рисках. Набиуллина пояснила, что изменения денежно-кредитной политики не могут компенсировать ограничения для роста.
Призывы высокопоставленных госслужащих к реформам отражают их понимание сложившейся ситуации, которая чревата увеличением разрыва в развитии между Россией и передовыми государствами. Насколько обоснованны эти опасения? По расчетам ЦБ, в 2019 г. рост ВВП России составит 1,2–1,7%, по прогнозам Минэкономразвития и Центра развития Высшей школы экономики – 1,3%. Но оценки перспектив развития существенно отличаются. По расчетам ЦБ, ежегодные темпы роста достигнут к 2021 г. 2–3%. Минэкономразвития предполагает, что после тяжелого года из-за снижения цен на нефть и санкционного давления с 2019 г. темпы роста ускорятся до 3,1% в 2021 г., а затем превысят среднемировые. Центр развития ВШЭ менее оптимистичен: темпы роста в 2021 г. составят 1,9%. Его директор Наталья Акиндинова полагает, что в Минэкономразвития переоценили стимулирующий эффект нацпроектов и господдержки экономики в краткосрочной и среднесрочной перспективе, он может проявиться позже. Кроме того, нацпроекты не смогут компенсировать недостаток частных инвестиций.
Эксперты Центра развития отмечают, что увеличение темпов роста экономики выше первоначального прогноза возможно. Но для этого необходимы не только эффективное использование средств при реализации нацпроектов, но и радикальное уменьшение рисков преследования бизнеса, препятствующих долгосрочным вложениям российских и иностранных предпринимателей в отечественную экономику.
По мнению руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, при сохранении нынешнего инерционного социально-экономического сценария реалистичнее выглядит прогноз Центра развития, повышение темпов роста до 3% возможно при энергичных реформах. Но тогда снижение давления на бизнес и создание привлекательного инвестклимата должны не ограничиваться строками законов и постановлений правительства, а стать нормой для чиновников надзорных органов и силовиков среднего уровня на местах, возможно, об этом и говорила Набиуллина.
Возможно ли это в нынешней политической системе, вопрос скорее риторический. Кроме того, обыватели привыкли, что преобразования оборачиваются ухудшением ситуации в любой сфере, где они проводятся, и опасаются слова «реформа».