Курилы на два с плюсом
Решение вопроса о передаче Южных Курил Японии опоздало на много летРешение территориального спора и подписание мирного договора между Россией и Японией было бы эффектной точкой, символическим завершением противостояния двух стран. Однако сейчас передача двух небольших южнокурильских островов маловероятна по политическим и имиджевым причинам – сколько-нибудь подходящее время для этого уже упущено.
В пятницу Владимир Путин и японский премьер Синдзо Абэ на личной встрече договорились продолжить активные консультации о мирном договоре на основе Токийской декларации 1956 г., когда стороны заключили перемирие, а СССР согласился после заключения договора передать Японии остров Шикотан и гряду Хабомаи. В тот же день Абэ, как сообщила японская пресса, заявил, что гарантирует в случае передачи островов отказ от возведения на них американских военных баз. Позднее пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сказал, что не хотел бы разглашать детали личных договоренностей двух лидеров.
Проблема Южных Курил требует кропотливой обоюдной работы из-за сложных исторических перипетий, связанных с принадлежностью островов. Нынешняя ситуация в основном сложилась в августе 1945 г., когда советские войска заняли Курильскую гряду и южную часть Сахалина. С тех пор проблема островов, или, как их называют в Японии, «северных территорий», препятствует нормализации отношений и правовому завершению Второй мировой войны.
Желание Путина и Абэ подписать мирный договор понятно: его заключение, несмотря на военный союз между Токио и Вашингтоном и присоединение Японии к антироссийским санкциям последних лет, облегчило бы импорт передовых японских технологий и приток инвестиций на Дальний Восток, считает гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Мирный договор позволит диверсифицировать внешнюю политику России на Дальнем Востоке, избежать ее излишнего китаецентризма.
Москва предлагала вариант «2 + 2», предусматривающий возврат Японии Хабомаи и Шикотана при сохранении Россией имеющих стратегическое значение Кунашира и Итурупа. Японцы подразумевают под «2 + 2» иное: передачу двух первых и продолжение переговоров о статусе оставшихся, отмечает заведующий бюро ТАСС в Японии Василий Головнин. Компромисс возможен по формуле «2+», предполагающей предоставление Японии и японцам свободы экономической деятельности, полагает Кортунов.
Сейчас ситуацию для решения территориальной проблемы трудно назвать благоприятной, время во многом упущено. То, что было возможно в 2000-е гг., когда Россия согласилась на передачу Китаю территорий в Хабаровском крае и Читинской области, сейчас маловероятно не только из-за надежд на стратегический союз с Китаем. Кремль преуспел в возрождении имперских настроений и утверждении тезиса о незыблемости итогов Второй мировой. Любая уступка территории после присоединения Крыма повредит образу Путина как собирателя русских земель и повысит градус недовольства его традиционных сторонников, уже раздраженных повышением пенсионного возраста.