Урегулирование территориальных споров необходимо и России, и Японии
Встреча Дмитрия Медведева с японским премьером Наото Каном на саммите АТЭС в Иокогаме была призвана показать, что кризис, вызванный демаршем Токио после посещения российским президентом Южных Курил, исчерпан. Демонстративное примирение Москвы и Токио и возвращение к статус-кво означает, что стороны предпочли в очередной раз отложить решение проблемы до лучших времен. Однако рано или поздно проблему придется решать.
Ситуация вокруг четырех южнокурильских островов выглядит близкой к клинчу. Большая часть японского истеблишмента и общества считает Курилы своими, их получение – вопрос национального престижа. Отказ от требований «северных территорий» равен политической смерти.
Для Кремля изменение границы невозможно по внутриполитическим причинам. Это будет означать частичную ревизию итогов Великой Отечественной войны, попытки которой в бывших советских республиках вызывают возмущение Москвы. Передача островов японцам негативно скажется на перспективах любого отечественного политика. Против нее выступает, по разным данным, от 80% (фонд «Общественное мнение») до 89% (ВЦИОМ) россиян, причем доля противников за последние 10 лет выросла. От 52 до 63% респондентов изменят свое отношение к главе государства, если он согласится отдать Южные Курилы японцам. Такой долей рейтинга, особенно незадолго до выборов, не рискнет ни один из членов дуумвирата.
Но изменение ситуации возможно. Российский Дальний Восток развивается, как и геополитическая ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Для успешного развития Дальнего Востока нужны скоростные железные дороги, новые аэропорты и современные коммуникации. Ускорение технологической и инфраструктурной модернизации восточных провинций России требует сотрудничества с соседями.
Китай готов к работе в приграничных краях и областях, но больше интересуется проектами освоения природных богатств и получения углеводородов, чем инфраструктурными планами. Наконец, уступка Владимиром Путиным Китаю участка территории около Хабаровска не только принесла России ощутимые экономические дивиденды. Она, по мнению экспертов, напомнила обществу о том, что Поднебесной империи до Айгунского договора 1858 г. принадлежали обширные территории российского Приморья, Приамурья и Забайкалья.
На фоне дальнейшего усиления Китая Япония выглядит более предпочтительным партнером не только по экономическим соображениям, но и для поддержания внешнеполитического баланса на большом Дальнем Востоке. Без подписания мирного договора и решения проблемы островов полномасштабное сотрудничество Москвы и Токио остается под вопросом. Можно, конечно, попытаться отложить проблему до гипотетических лучших времен, но это безответственная позиция – эти времена могут и не наступить. Урегулирование территориальных споров и подписание спустя много лет после окончания Второй мировой войны нормального мирного договора необходимы и России, и Японии.
Известно, что человек легко дарит другу то, что никогда не продаст назойливому торговцу или отдаст грабителю только под угрозой жизни. Известно, что Советский Союз передал социалистической Польше в 1945 г. ранее отторгнутые у «панской» Польши территории вокруг Белостока и Перемышля. В 1950-е гг. СССР вернул Финляндии полуостров Ханко, устройство военной базы на котором стало одной из причин войны 1939–1940 гг., а Китаю – Порт-Артур.
В недавнем 2004 году ради победы Виктора Януковича Москва прекратила педалировать проблему косы Тузла в российско-украинских отношениях. России и Японии нужно разработать «дорожную карту» долгосрочного политического сближения. Первым шагом или одним из них может стать передача Японии (или совместное управление) гряды Хабомаи и острова Шикотан, которые находятся восточнее Итурупа и Кунашира и в отличие от «больших» островов не имеют стратегического значения.