Что можно выбирать, когда выборов нет

Даже в конкурсе имен для аэропортов сложно найти место для кандидата «снизу» и протеста

Сужающееся пространство политического выбора власть чем дальше, тем чаще предлагает обществу компенсировать иллюзией выбора в чисто символических областях. Не имея реальной возможности выбрать власть, общество зато может выбирать названия новых ракет или вот теперь аэропортов. Но и это выборы среди проверенных, заранее отобранных кандидатов – самодеятельности и протестам не место и здесь.

В понедельник экспертный совет при Общественной палате утвердил список имен российских деятелей, в честь которых будут названы 47 международных аэропортов страны. В итоговом списке 124 претендента – по 3–4 на аэропорт, в большинстве своем это военные, госдеятели, люди науки и искусства, летчики и первооткрыватели, победителей определит голосование на сайте «великиеимена.рф». Это финальная стадия общероссийского конкурса, который по подаче напоминает телешоу, а по процедуре – голосование на выборах с региональным бюрократическим фильтром. Отбор финалистов проходил по двум каналам: ВЦИОМ провел опросы в 39 регионах по спискам, подготовленным местными общественными палатами, одновременно выдвигать своих кандидатов и голосовать за них можно было в соцсетях.

В финал вышли консенсусные для власти и общества фигуры, чей образ в массовом сознании давно «канонизирован»: символы советского героизма (Сергей Королев, Валерий Чкалов, Александр Покрышкин), классики российской и советской культуры (Антон Чехов, Петр Чайковский, Иван Шишкин), воплощающие мощь России правители (Петр Первый, Екатерина Вторая). Все это надежные кандидаты, проверенные временем, в отличие от Ильи Лагутенко (для Владивостока) или Егора Летова (для Омска), которые лидировали на первом этапе в соцсетях, но в финальный список не вошли – один живой, другой слишком неоднозначный, заявил министр культуры Владимир Мединский. Оно и понятно: члену правительства, должно быть, сложно представить себе прилет официальной делегации в аэропорт, названный именем автора строки «Убей в себе государство».

Выбор имени аэропорта не единственное демократическое развлечение последних лет. Владимир Путин весной объявил конкурс на название для боевого лазерного комплекса (победил «Пересвет»), крылатой ракеты с ядерной энергоустановкой («Буревестник»), беспилотной подлодки («Посейдон»), Центробанк – на выбор пейзажа для новых купюр в 200 руб. и 2000 руб. В 2008 г. победителем телеконкурса «Имя России» чуть было не вышел Иосиф Сталин, но в итоге его обошли Александр Невский и Петр Столыпин. Имени самого президента в финальном списке аэропортового конкурса не оказалось – хотя, казалось бы, что может быть логичнее в стране, элиты которой мыслят конструкциями «Есть Путин – есть Россия»? В отсутствие первого лица в конкурсе участвуют политики рангом пониже: аэропорты Сургута и Нижневартовска поборются за право носить имя экс-губернатора ХМАО Александра Филипенко, Якутска – первого президента республики Михаила Николаева. Оба в свое время не раз выигрывали губернаторские выборы, теперь же их избирают навечно.