Где искать пробоину

Череда технологических аварий снова напомнила о том, какие большие последствия могут быть у небольшой ошибки

Драматические технические аварии – октябрьский нештатный пуск «Союза», до того «дырка» в обшивке другого «Союза», теперь утопление стратегически важного плавучего дока ПД-50 – вновь напоминают о том, к каким серьезным последствиям приводят незначительные на первый взгляд «человеческие» нарушения или отклонения от регламентов в работе с техникой.

Как объявила в четверг аварийная комиссия, проблемы у «Союза» с экипажем на борту возникли из-за «деформации штока датчика контакта разделения (изгиб на 6 градусов)», допущенной при сборке ракеты на Байконуре. Это мельчайшая, особенно в сопоставлении с размерами ракеты, деталь – и ее механическое повреждение при сборке могло стоить жизни двум членам экипажа.

При утоплении ПД-50 пострадали четыре человека, еще один числится пропавшим без вести. Док размером с Красную площадь затонул в Кольском заливе под Мурманском ночью 30 октября, в день основания ВМФ России. Док, который принадлежит судоремонтному заводу (СРЗ) № 82 (который, в свою очередь, принадлежит «дочке» «Роснефти»), ушел под воду за три часа во время ремонта авиакрейсера «Адмирал Кузнецов». Крейсер получил повреждения, которые могут быть сравнительно легко устранены, а вот возможность восстановления ПД-50 (и даже его подъема) пока неочевидна, как и причины аварии.

По версии руководства Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), отвечающей за ремонт «Кузнецова», причиной утопления ПД-50 могла стать остановка насосов из-за скачка напряжения в кабеле, по которому на док подается электричество, – правда, энергетики отрицают сбой. При этом у ПД-50 есть четыре дизель-генератора для автономной работы – по версии военных, которую приводит «Коммерсантъ», раньше их использование при погружении и всплытии дока было обязательным, но после передачи СРЗ гражданским на этом стали экономить. Если эта версия подтвердится, то «экономия» обойдется в огромные суммы: на подъем и восстановление ПД-50 или на переправку в Баренцево море из Новороссийска тоже большого, но все же меньшего по грузоподъемности ПД-190, или переход нуждающихся в ремонте крупнотоннажных судов на Дальний Восток, где есть сопоставимый с ПД-50 размерами плавдок ПД-41.

Причины и виновников аварии еще предстоит установить, но едва ли дело сводится только к переходу СРЗ от Минобороны к ОСК и затем к «Роснефти». Еще при военных, в 2011 г., на ПД-50 произошел пожар на подлодке «Екатеринбург» с ядерными баллистическими ракетами на борту. В 2018 г. на СРЗ в Приморье утонули два плавдока – один из них переломился пополам во время ремонта. Ошибки что военных, что гражданских обходятся одинаково дорого.-