Утрата плавучего дока в Мурманске угрожает боеспособности Северного флота
Подъем дока может оказаться очень дорогим, а без него крупные корабли придется перегонять для ремонта на Дальний ВостокВ ночь на вторник на 82-м судоремонтном заводе в Мурманской области при выводе авианосца «Адмирал Кузнецов» из плавучего дока ПД-50 один из кранов дока упал на палубу авианосца. После этого док затонул, а авианосец к утру был отбуксирован к причалу 35-го судоремонтного завода, где ремонт корабля будет продолжен. Пострадали четыре человека – два из них находятся в больнице в тяжелом состоянии, а еще один числится пропавшим без вести.
«Адмирал Кузнецов» с 2017 г. проходит первый с момента спуска на воду серьезный ремонт, который должен продлиться до 2021 г. Планируется заменить котлы, радиоэлектронное оборудование и ряд других систем. Генподрядчиком является государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). Стоимость контракта, по данным ТАСС, составляет более 40 млрд руб.
Как сообщил «Интерфаксу» президент ОСК Алексей Рахманов, при затоплении дока один из его кранов упал на палубу авианосца и оставил дыру размером 4 х 5 м. Корабль сейчас обследуется, но ощущения, что ему нанесены серьезные повреждения, способные сказаться на сроках ремонта, нет, пояснил президент ОСК. Вопрос о подъеме дока будет решен после обследования, но очевидно, что это будет дорогостоящей операцией, подчеркнул Рахманов. Если же ПД-50 не будет поднят, то ОСК оценит перспективы использования других доков. По словам менеджера ОСК, глубина в районе затопления дока превышает 50 м и работы по его подъему могут стоить сотни миллионов, а скорее – миллиарды рублей.
По словам Рахманова, инцидент произошел из-за отказа аварийных генераторов и проблем с напряжением в энергосети: в момент вывода авианосца отключились насосы, которые должны были откачать воду из затапливаемых при погружении дока емкостей. Представитель входящего в ОСК центра судоремонта «Звездочка» (ему принадлежит 35-й судоремонтный завод) сообщил, что отключение электричества связано со сбоями в электроснабжении на берегу. Пресс-служба «Колэнерго» возразила, что на сетях, питающих 82-й судоремонтный завод, не было нарушений электроснабжения.
Близкий к ОСК человек говорит, что на плавучем доке было четыре штатных дизель-генератора, но для экономии несколько лет назад питание систем ПД-50 было переведено на внешний кабель с берега.
Плавучий док ПД-50 построен в конце 1970-х гг. в Швеции по заказу СССР для программы создания авианосного флота и атомных ракетоносцев проекта 941 «Акула». Длина дока – 330 м, ширина – 67 м, высота борта и осадка – 6 м. ПД-50 – один из самых больших плавучих доков в мире и единственный в европейской части России с грузоподъемностью 80 000 т. Сравнимый с ним док ПД-14 есть на Тихоокеанском флоте.
В обычном положении плавучий док водой не затоплен, но в нем имеются балластные емкости, при заполнении которых док частично уходит под воду, чтобы в него мог зайти корабль. После этого док вновь приподнимается над водой для ремонта подводной части корабля, а затем снова притапливается, и корабль выходит.
«Адмирал Кузнецов» спущен на воду в 1985 г. и вмещает до 28 боевых самолетов и несколько вертолетов. Свой последний перед ремонтом поход авианосец совершил в 2016–2017 гг. к берегам Сирии, где пробыл почти три месяца, а его авиагруппа, в которую входили 14 истребителей Су-33 и МиГ-29, совершила 420 боевых вылетов.
В ПД-50 «Адмирал Кузнецов» проходил доковый ремонт: это очистка и окраска подводной части корпуса корабля, осмотр и ремонт донной арматуры, цистерн, рулей, валов и гребных винтов – такие работы должны проводиться один раз в 2,5 года. При постановке корабля на более серьезный ремонт, как в случае с «Кузнецовым», доковый ремонт предшествует основному.
82-й судоремонтный завод ранее принадлежал Минобороны, затем был передан ОСК, а в 2015 г. по распоряжению правительства – нефтяной компании «Роснефть». С марта 2018 г. «дочке» «Роснефти», «РН-актив», принадлежит 99,9999% акций завода, у Минобороны осталось 0,0001% акций.
Как заявил Рахманов «Интерфаксу», ОСК намерена взыскать через суд с судоремонтного завода сумму фактически нанесенного кораблю ущерба, потому что он не был застрахован. «Мы считаем некорректным и преждевременным делать заявления до завершения работы комиссии, которая выясняет причины происшедшего», – парировал официальный представитель «Роснефти» Михаил Леонтьев.
По словам менеджера ОСК, ПД-50 использовался для докового ремонта не только единственного российского авианосца, но и других крупных кораблей – атомного крейсера «Петр Великий», крейсера «Маршал Устинов», эсминца «Адмирал Ушаков» и нескольких больших противолодочных кораблей. Таких кораблей на Северном флоте единицы, точных данных о количестве находящихся в строю судов Минобороны не раскрывает.
Как говорит менеджер ОСК, как минимум еще один корабль должен был пройти доковый ремонт в ПД-50 до конца года. Очевидно, теперь либо ремонт будет отложен до подъема дока (если это произойдет), либо будет найден способ ремонта на мощностях других флотов. Возможный перевод корабля для ремонта на Тихоокеанский флот занимает много месяцев, что значительно увеличивает срок ремонта, а значит, и снижает боеспособность флота, добавляет собеседник. Хотя для ремонта атомных подлодок Северный флот располагает и другими мощностями, говорит менеджер ОСК и подтверждает офицер флота.