Почему сама возможность госконтроля над «Яндексом» — это уже плохо

Чем важнее бизнес, тем больше поводов хотеть вписать его в систему

На прошлой неделе стало известно, что Сбербанк обсуждает с «Яндексом» усиление влияния на крупнейшую интернет-компанию в России – через покупку крупного пакета в поисковике или другим способом. Сбербанк позднее сообщил, что не делал предложения о покупке акций «Яндекса», сооснователь и крупнейший акционер «Яндекса» Аркадий Волож заявил, что не продает свой пакет и не отходит от управления компанией. Это не исключает других способов, которыми Сбербанк может если не получить контроль над «Яндексом», то заметно усилить свое влияние на эту компанию.

Инвесторы крайне негативно отреагировали на новости о возможном госконтроле над «Яндексом» – за два дня поисковик потерял 24% стоимости на NASDAQ и Московской бирже, его капитализация снизилась с $11,8 млрд до $9 млрд. Заявления Сбербанка и Воложа мало помогли ситуации – котировки выросли на минимальные 1,02%.

REFINITIV

У «Яндекса» стабильные финансовые результаты, он начал отыгрывать у Google долю в поисковых запросах, поисковик продолжает диверсифицировать бизнес, компанией продолжает управлять один из ее основателей. Тогда почему инвесторы так нервно реагируют даже не на готовящуюся сделку с госбанком, а на обсуждение возможности такой сделки? Потому что госконтроль над «Яндексом» – самый логичный сценарий развития событий в современной России. Самый логичный и одновременно пугающий.

Смотрите сами: все телеканалы, которые рассказывают новости, принадлежат либо государству, либо лояльным ему бизнесменам. Крупнейшие новостные агентства – тоже. Многие печатные СМИ – тоже. Информационное поле зачищали так масштабно, что побоялись даже иностранцев, которые выпускают глянцевые журналы о красивых платьях и самом модном креме для лица – от них избавились через закон об ограничении иностранного капитала в СМИ.

Все больше жителей в России стали узнавать новости из интернета? Тоже возьмем под контроль. Из крупнейших интернет-компаний две уже принадлежат бизнесменам и структурам, лояльным властям, – это холдинг Rambler & Co c Александром Мамутом и Mail.ru Group, среди акционеров которой Алишер Усманов, «Ростех» и Газпромбанк. «Яндекс» на этом фоне резко выделяется – поисковик зарабатывает больше, чем любая другая медиакомпания или любой медиахолдинг в стране, а контролируется Воложем – человеком, не связанным ни с одной из провластных группировок. А с недавних пор еще и гражданином Мальты.

Нет, прошли те времена, когда «Яндекс» демонстративно держался подальше от государства и жил своей, параллельной жизнью. Теперь «Яндексу», например, приходится выслушивать претензии о «неправильных» сюжетах в топе «Яндекс.Новостей» и прислушиваться к этим претензиям. И это давление государства растет – по словам источников, поводом для начала обсуждения сделки со Сбербанком стали претензии крупнейших телехолдингов. «Яндекс» отказывается удалять ссылки на нелегальные копии их сериалов и шоу из поисковой выдачи и тем самым, считают телеканалы и продюсеры, прямо помогает пиратам. Дошло до того, что «Яндекс» рисковал остаться без одного из своих популярных проектов – «Яндекс.Видео». Претензии понятные, с ними удобно идти в праведную атаку против пиратов, но это лишь видимая часть айсберга – попытки «Яндекса» продюсировать сериалы и фильмы, транслировать футбольные матчи прямо угрожают бизнесу традиционных медийных компаний. Тех самых крупнейших телехолдингов, которые давно присягнули на верность государству и теперь просят их защитить. А есть еще данные пользователей, их переписка, поисковые запросы – возможность доступа к такой информации важна для силовиков. Куда ни глянь – «Яндекс» наступает на пятки самым разным государственным интересам.

А наше государство не желает вести себя на равных с большим бизнесом и договариваться с ним – только контролировать. «Яндекс» для России не менее важный институт, чем Большой театр, – поводов вписать его в систему все больше.