Кризис на фоне невроза
Перспектива выхода США из договора РСМД выбивает еще один камень из фундамента системы глобальной безопасностиСмена риторики – с заявлений о нарушениях Россией Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) на заявления о готовности США в принципе выйти из него – в сочетании с утечками о возможности пересмотра США условий договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) создает реальную угрозу дальнейшего разрушения системы глобальной безопасности, основы которой были заложены еще в советское время.
Официально о выходе из ДРСМД должен объявить в Москве советник Дональда Трампа по безопасности Джон Болтон, давний сторонник такого решения. Как пояснил Трамп, анонсируя выход из договора, ДРСМД не работает и не будет работать, пока не только Россия, но и Китай «не придут к нам и не скажут: «Давайте поумнеем и никто не будет разрабатывать эти вооружения» (цитата по ТАСС). Выход США из ДРСМД, спровоцированный в первую очередь желанием Штатов получить возможность размещать ракеты средней дальности в Тихоокеанском регионе в противовес не связанному ограничениями ДРСМД Китаю, ставит под удар в первую очередь Европу: союзники США получили еще один повод быть крайне недовольными не согласованными с ними действиями американского президента.
Такие резкие заявления делают едва ли возможными отказ от устаревшего ДРСМД в пользу работы над более актуальной редакцией, хотя до сих пор этот вариант – если не принуждение к соблюдению условий договора – казался более вероятным. Но, возможно, это намеренное повышение ставок перед возможным торгом, отмечает гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Договор о РСМД на деле мертв давно – это реликт холодной войны, не учитывающий нынешнее положение дел, но Москве важно было похоронить его руками американцев, полагает эксперт по международным отношениям Владимир Фролов.
У администрации Трампа явно есть неудовлетворенность в связи с тем, что старые принципы и документы продолжают определять характер двусторонних отношений, отмечает Кортунов: ДРСМД был подписан еще в 1987 г. Михаилом Горбачевым и Рональдом Рейганом, СНВ-3 – в 2010 г. Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой. Срок его действия истекает в 2021 г., но, похоже, что он продлен не будет, считает Фролов. Это не цепная реакция в прямом смысле, но провал на этих направлениях ослабляет и другие слабые звенья, к которым эксперты относят и договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний: реплики о возможном возврате к испытаниям уже тоже звучали, хотя и не получили развития.
Готовность отказываться от договоренностей, избавивших в свое время мир от угрозы глобальной войны, выглядит тем более угрожающе на фоне очередного обострения отношений США и России. Импульсивность Трампа, лихие заявления Владимира Путина о готовности россиян умереть «мучениками» делают ставку на разрушение, а не адаптацию системы глобальной безопасности к новым ызовам особенно пугающей.