Чего не хватает Москве, чтобы стать умным городом
Инженер Максим Зябкин о том, что прорывы в e-government и fintech хорошо бы дополнить развитием medtech, smart building, co-working и co-livingМосква – город контрастов: нам каждый год на 10 дней отключают горячую воду, зато у нас есть WiFi в метро; запускают реновацию без малейшего намека на интеграцию инфраструктуры smart city, и при этом Москва регулярно попадает в топы рейтингов smart city/urban tech. Например, в июле Москва обошла 40 городов и стала лидером рейтинга ООН по уровню LOSI – индекса локальных онлайн-сервисов (спасибо «Активному гражданину» с 1,2 млн пользователей). До этого было признание от PwC (вошли в топ-5 развивающихся городов по уровню здравоохранения), а Intelligent Community Forum и вовсе включил Москву в топ-7 самых умных городов планеты. Немалую роль также сыграл доверительный influence-образ Москвы во время чемпионата мира по футболу – мы не только про smart, но и про democracy. Smart city – это интеграция информационных и коммуникационных технологий для управления городской инфраструктурой с целью сделать жизнь горожан удобной и комфортной. Преобразование города в умный город – это естественный процесс его развития, такой же, как в свое время проведение водопровода или телефонной линии в дома. Успехи Москвы в рейтингах указывают на то, что уровень развития технологий в Москве растет. Попробуем разобраться, насколько близко Москва подошла к званию smart city.
У Москвы огромный даже по меркам мировых столиц бюджет (в 2017 г. расходы бюджета составили 2,211 трлн руб.). Деньги есть и у города, и у крупных компаний, базирующихся в столице. Поэтому неудивительно, что Москва занимается не только стройкой и благоустройством, но еще и умным городом.
В первую очередь Москва как умный город – это электронные услуги. Записаться на прием к врачу, оплатить коммунальные услуги, проверить штрафы ГИБДД и проч. – все онлайн, и все работает. Большая зона покрытия видеокамерами (более 100 000 подъездов, около 20 000 дворов и 3500 общественных мест). По данным мэрии, за 2017 г. количество преступлений в Москве снизилось примерно на 20%, во многом благодаря видеонаблюдению.
Москва как столица задает мировые тренды в онлайн-банкинге, а отечественный рынок банковских digital-услуг опережает мировой (интернет в России вообще появился позже, зато сразу с более качественным оборудованием и потому так уверенно развивается). Эти достижения тоже отмечены высокими местами в рейтингах, и это тоже работает.
Также радуют некоторые успехи умной транспортной системы Москвы: например, поезда МЦК в январе – марте 2018 г. перевезли 28,6 млн пассажиров. Не может оставить равнодушным успешное тестирование беспилотника «Яндекса», преодолевшего путь от Москвы до Казани, и в принципе присутствие бизнеса в развитии умного транспорта Москвы.
Также впечатляет зона покрытия общественного WiFi – более 14 000 точек доступа по Москве (но, как ни странно, многие горожане делают выбор в пользу мобильного интернета даже в метро – хоть и не всегда ловит, зато меньше навязчивой рекламы).
Но многое из того, что уже есть в западных smart city, в Москве пока или в зачаточном состоянии, или же не работает так, как должно, – умно и эффективно.
Например, Москве нужна качественная персонализированная медицина и medtech. Все реформы здравоохранения в первую очередь связаны с оптимизацией расходов на медицину, а уже затем с технологическим сервисом (обследования, диагностика, вмешательства). Смертность в Москве в январе – апреле 2018 г. выросла на 5,6% по сравнению с тем же периодом 2017 г. И пока на всю Россию всего один – в Москве – центр детской онкологии им. Дмитрия Рогачева, где квота расписана надолго вперед. И пока в Москве до сих пор теряются истории болезней – потому что нет единой электронной базы медкарт. Но это уже вопрос medtech – интеграции технологий в привычные процессы. Пока считанные венчурные фонды инвестируют в медицинские стартапы, решающие очевидные проблемы (например, TealTech Capital вложился в MedProfile, сервис по обработке и хранению меддокументации).
Очевидная проблема с перемещением грузов. Город задыхается в пробках, в то время как большинству участников дорожного движения нужно переместить всего один листок бумаги, или одну флешку, или полкило колбасы... Amazon разрабатывает доставку дронами (не самый лучший и безопасный для города вариант, но все же вариант), Илон Маск развивает Tesla (забота об окружающей среде) и Hyperloop (безвредная для экологии транспортация), а у нас? В России есть свои разработки в области электробусов – например, «Камазы», которые уже запущены в Москве, но это дорогая и пока редкая на улицах города техника. И пока на этом все.
Есть и более консервативные способы борьбы с дорожными пробками. Например, в Лас-Вегасе (который в 2016 г. посетили рекордные 42,6 млн туристов) решения IoT, управляемые светофоры, видеокамеры, одновременно анализируют дорожные данные при помощи искусственного интеллекта (ИИ) в реальном времени. В Лос-Анджелесе (население – 4 млн человек) вообще строят жилье на основе ИИ-аналитики пешеходного трафика и загруженности дорог: где свободнее, там и можно строить.
В энергоэффективность (энергосбережение и развитие коммунально-инженерной инфраструктуры) Москва в 2017 г. вложила более 70 млрд руб. Часть этого бюджета уходит на саму инфраструктуру (водо- и электроснабжение), а другая – на лампочки в подъездах, подсветку на улицах (низкое потребление энергии тоже часть smart city). Энергосистема Москвы состоит из десятков ТЭС, ТЭЦ и ГЭС. Однако стоит на месте развитие альтернативной возобновляемой энергетики. Основная причина в якобы низкой инсоляции, но есть и успешный кейс – мини-электростанция «Ярослава» (стоила 7 млн руб.), которая может работать до 6 часов без солнца зимой и 100 часов летом. Это означает, что солнечную энергетику в Москве можно развивать.
Отдельная история с умными зданиями, smart building. Концепция умного дома включает в себя не только IoT (от WiFi во внутреннем дворе до синхронизации кондиционера с девайсами пользователя), но и ресурсоэффективность, комфорт и безопасность жилья. Однако ни городская программа реновации, ни другая возводимая жилая недвижимость не предусматривают технологических решений smart building для удобства и оптимизации проживания человека: предложения отличаются, по сути, только наличием разных бонусов типа бассейна или панорамных окон.
Любые отсылки к sharing economy в области недвижимости пока ограничиваются единичными примерами и отсутствием мировых флагманов направлений. Например, в России до сих пор не появился коворкинг WeWork (который не так давно привлек $1 млрд). А другие хедлайнеры рынка (например, Knotel или Servcorp) даже не планируют запуск в России. Также в Москве пока слабо реализуется формат коливинга (co-living) – видимо, горожане пока не готовы жертвовать личным пространством ради экономии и других преимуществ совместного потребления.
В итоге то, что Москва движется в сторону smart city, бесспорно. Но движется только в некоторых направлениях. У властей получилось сделать популярным и эффективным e-government, у бизнеса (тоже не без участия государства) неплохо обстоят дела с финтехом, беспилотным транспортом. Однако многие другие направления, от возобновляемой энергетики до перемещения грузов, либо отстают от мировых трендов, либо не развиваются вовсе – и в обоих случаях требуют значительных инвестиций.
Автор — гендиректор и основатель инжиниринговой компании Maxitube