Куда тянется рука Кремля

Если обвинения Запада против российских спецслужб верны, то цели кибератак — это список важнейших для Кремля проектов
Российские шпионы, наверное, тоже исправно отправляют на родину чертежи истребителей, но мировая слава пришла к ним не по этой причине

Спецслужбы – сила, самая близкая к политическому руководству. Так должно быть по смыслу. Армия – уже подальше, это институт, который хотя бы в силу размеров обрастает своими интересами. Другие служивые корпорации – еще дальше. А спецслужбы – ближайший инструмент. Если есть в природе «рука Кремля» (как и «рука Вашингтона», и всех прочих столиц), то вот она.

Поэтому интересно смотреть, куда политическое руководство направляет усилия своих «рук». В американском судебном постановлении от 4 октября, где семи российским гражданам предъявлены обвинения в попытке несанкционированного доступа к компьютерным системам разных организаций, названы предполагаемые цели атаки – Всемирное антидопинговое агентство, Антидопинговое агентство США, Канадский центр этики спорта, Международная ассоциация легкоатлетических федераций, Спортивный арбитражный суд, FIFA, а также Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО).

Ранее в четверг также и Нидерланды заявили, что сотрудники ГРУ России пытались проникнуть в компьютерные системы на территории страны – чтобы получить данные расследования крушения малазийского Boeing в Донбассе. «Мы знали о том, что российские спецслужбы заинтересованы этим расследованием, и приняли соответствующие меры», – сказала министр обороны Нидерландов Анк Бейлевелд. Нидерланды также объявили о высылке четырех россиян, подозреваемых в подготовке кибератаки на системы ОЗХО в Гааге.

А в июле американский минюст обвинил агентов российских спецслужб – тоже поименно – во взломе серверов Национального демократического комитета, Комитета по выборам в конгресс демократической партии США, избирательного штаба кандидата в президенты Хиллари Клинтон, а также в обнародовании информации, полученной от хакеров.

Общее во всех этих эпизодах – это попытки исправить прошлые провалы ну или каким-то образом ответить на обвинения со стороны других стран. Если нидерландское и американское государства не придумывают свои обвинения, то российские спецслужбы были брошены исправлять положение, латать дыры и (или) мстить за собственные неудачи – со сбитым самолетом, с организованным применением допинга в спорте, с химической атакой в другой стране.

Кремль вовсе не равнодушен к обвинениям в допинге и применении химоружия. Отвечать на эти обвинения Кремль отправляет своих агентов, при том что не очень ясно, как они могут повлиять на решения спортивных федераций или ОЗХО.

Китайские спецслужбы не вылезают из американских корпораций и университетов – по крайней мере, это следует из новостей. Российские шпионы, наверное, тоже исправно отправляют на родину чертежи истребителей, но мировая слава пришла к ним не по этой причине.

Шпионаж – один из «важнейших», как сказал президент Владимир Путин, видов деятельности любого государства. И мы все больше видим, какие проекты Кремль считает важнейшими и ради чего готов рисковать экономикой страны, отношениями с другими странами, репутацией россиян и благополучием граждан.