Гонка рекордов капитализации

За сто с небольшим лет рекорды по капитализации западных компаний прошли путь от $1 млрд US Steel до $1 трлн Apple и Amazon – это больше, чем весь российский рынок

Всего месяц и два дня потребовалось Amazon, чтобы повторить рекорд Apple – получить рыночную капитализацию в $1 трлн. Достижение этой феноменальной отметки сразу двумя компаниями, перевернувшими за последние десятилетие-полтора представление о бизнесе в своих областях (и даже более того – представление миллиардов людей об имеющихся у них возможностях), побуждает бросить взгляд назад на историю экономики, инноваций, финансового рынка.

Круглых отметок по капитализации первыми достигали компании, становившиеся лидерами в отраслях, которые меняли экономический уклад и жизнь людей. Первой публичной компанией со стоимостью $1 млрд стала United States Steel Corporation, созданная в результате объединения сталелитейных активов финансиста и промышленника Джона Пирпонта Моргана с самой крупной и эффективной на тот момент компанией – Carnegie Steel Эндрю Карнеги. В 1901 г. объединенная компания разместила в ходе IPO обыкновенных акций на $508 млн и привилегированных на $510 млн. Правда, после начала торгов они сразу же стали падать и капитализацию в $1 млрд US Steel вернула себе только в 1916 г., но к тому времени ее никто не обогнал.

Оценку в $1 млрд получила и Standard Oil Джона Рокфеллера, акции которой обращались только на внебиржевом рынке (компания не публиковала отчетность, как того требовала Нью-Йоркская биржа). В 1911 г. Верховный суд постановил разделить ее по антимонопольному закону; акции стали расти – инвесторы пытались оценить будущую стоимость 34 «дочек» Standard Oil. Перед фактическим разделением компании (и акций) в сентябре 1912 г. капитализация Standard Oil исходя из стоимости акций на внебиржевом рынке достигала $1,1 млрд.

Сталь и нефть были двумя главными товарами начинавшегося ХХ века с его небоскребами, для которых был нужен железобетон, станками, стремительно развивавшейся транспортной инфраструктурой – и вооружениями для грядущих двух мировых войн. А после второй из них символом новой жизни стали шикарные и при этом доступные для быстро богатевшего среднего класса американские автомобили, и General Motors в 1955 г. стала первой компанией с капитализацией $10 млрд.

Достижение отметки в $100 млрд General Electric (GE) в 1995 г. свидетельствовало о наступлении эпохи конгломератов, транснационального бизнеса и новых подходов к корпоративному управлению. Возглавлявший GE 19 лет Джек Уэлч вывел компанию на развивающиеся рынки и в новые области бизнеса, в том числе финансовый, который стремительно рос после реформ в США и Великобритании в 1980-х гг. Уэлч говорил, что GE должна работать только в тех секторах, где может быть первой или второй, безжалостно резал расходы, а главным активом считал сотрудников.

Но компьютерная эпоха уже вступала в свои права, и всего через четыре года производитель нематериального актива – программного обеспечения – Microsoft был оценен рынком в $500 млрд. И пусть это случилось во время пузыря, во многом из-за эмоций и эйфории инвесторов, поверивших, что интернет и технологии изменят мир, но в долгосрочной перспективе такой взгляд оказался верным. Сегодня Microsoft стоит почти $900 млрд, и вместе с материнской компанией Google они являются главными кандидатами на вступление в «клуб 12 нулей». Технологии и интернет действительно изменили нашу жизнь, и подтверждением этого стало взятие Apple и Amazon очередного невообразимого когда-то рубежа – в 1970 г. $1 трлн стоили все компании на фондовом рынке США.

А на российском рынке они столько не стоят и сегодня. И это, каким бы штампом ни выглядела эта фраза, повод задуматься.